На этот раз выбор пал на моего любимчика Джузеппе Верди, а конкретно, на его оперу "Набукко". Сразу скажу, что будучи знаком с аудио-видео версиями этого произведения, был не очень предрасположен - "Набукко" не была в списках моих фаворитов - у Верди есть куда более зрелые и интересные в музыкальном разнообразии оперы. А вот и зря! Эта рижская постановка показалась настолько удачной и интересной, что произошёл очередной разрыв шаблона мышления. Эх, даже обидно, что в сети не находится рецензий профессиональных музыкальных критиков на этот спектакль, так что придётся вам довериться моему мнению. )
Впервые в ЛНО «Набукко» была показана в канун 1997 года, но весной 2007-го оперу сняли с репертуара, хотя, как пишут, недостатка в зрителях не было. Предполагаю, но наговаривать не хочу, причиной тому могла быть политика тогдашнего директора театра Андрейса Жагарса с его играми в модернизм и новаторство, а эта "классическая" постановка режиссёра Гунтиса Гайлитиса не вписывалась в общую концепцию и неблагоприятно для него конкурировала с его личной постановкой, поставленной им в Москве накануне. 18 марта 2010 года после 3-летнего перерыва состоялся премьерный показ восстановленной оперы Джузеппе Верди «Набукко» с реконструированными костюмами Кристины Пастернак и декорациями Андриса Фрейбергса.
На мой взгляд - это одна из самых удачных в постановочном плане опер в репертуаре театра. И свет, и сценография, и костюмы, и само действо вместе настолько органичны, что воспринимались единым целым, а то у меня (как несостоявшегося по призванию режиссёра) часто умозрительно "чешутся руки" что-то подправлять в постановках при просмотрах. В данном случае такого чувства не было - команда просто на высоте! Особенно впечатлила задняя стена из мятой жести, которая играла всеми оттенками света и трансформировывалась в потолок-небо, символизируя круговорот солнца. Впрочем, сценических решений там не мало, все они были непредсказуемы и с хорошим вкусом.
Конечно очень понравился уже наш любимчик дирижёр Мартиньш Озолиньш. Теперь нам понятно, что харизматичный лидер зажигает весь исполнительский коллектив - и музыкантов, и певцов. В этот раз особых провалов не заметил, все были более-менее на уровне, на одной энергетической волне, которая передалась и публике. Впрочем, тут и заслуга режиссёра, потому что провалы у артистов случаются тогда, когда они (в том числе и хористы) не совсем понимают придуманные постановщиками образы.
Роли исполняли: Абигайль - Юлианна Баварская, Фенена - Кристина Задовска, Измаил - Раймонд Браманис, Захария - Кришьянис Норвелис, Анна - Дана Брамане, верховный жрец - Рихард Мочановский. Естественно, блистал исполнитель главной партии Набукко, уже можно сказать легендарный, баритон Самсон Изюмов, ведь возраст 67 лет - не шутка. Ну и нельзя не отметить хор - он сопровождает практически весь спектакль и является таким же главным героем действа.
Моя оценка 9,5 (округляю до 10) из 10.
Короче, изучайте либретто, покупайте билеты на последнюю постановку в этом сезоне 31 марта и вперёд! Поторопитесь, билетов осталось мало. Эта вещь из тех, которая будет понятна даже неподготовленному слушателю.
Страничка спектакля и фотогалерея на сайте ЛНО тут: https://www.opera.lv/ru/postanovka/nabukko/
Journal information