Дело в том, что отношения Латвии и Литвы с самого начала были весьма противоречивы. В принципе все началось с амбициями Литвы на статус державы и соответствующие территориальные претензии: в апреле 1919 года в Париже при обсуждений государственных границ министр иностранных дел Латвии Зигфрид Анна Мейеровиц предложил как границу старую рубеж Курляндской губернии, а литовцы под предводительством Августина Вольдемара потребовали югозапад Курляндии (Палангу и территорию до реки Свентая), 6 волостей уезда Илуксте около Динабурга, часть уезда Якобштата, как и особенные льготы в Латгалии (иначе угрожая добиться там референдум). В принципе Литва всю Латгалию и большую часть Курляндии считали своим историческом наследством со времен ВКЛ. Переговоры окончились ни с чем.
Уже 3 января 1919 года, когда 3-ый Елгавский полк Латвийской армии перешел по льду Даугаву на левый берег, там на них у села Казимирищи напали войска Литвы.
6 января в Валке по инициативе Английской миссии произошла встреча между главнокомандующими армий Эстонии, Латвии и Литвы – Англия предложила Балтийским государствам заключить милитарную конвенцию. Литва отказалась от договора, пока все участники не подпишут призвание Польше оставить Вильно. Логически, что никто особенно не хотел ссориться с Польшей как единственным сильным союзником против угрозы с востока. Переговоры окончились ни с чем.
В середине января министра иностранных дел Литвы Вольдемар на вопрос Риги, когда Литва освободит захваченные уезда Латвии, ответил: "Советская Россия для Литвы не представляет угрозу, ее единственный враг есть Польша. А Латвию и Польшу рано или поздно Россия захватит, одну из-за портов, а другую из-за старой вражды. Так что Литва не верит в долгосрочному существованию Латвии и убрать свои войска из уезда Илуксте не собирается."
15-23 января 1919 года в Хелсинки произошла встреча делегаций Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Финляндии с целю создать общий алианс против советской России. Литовцы предложили союз создать и против Польши, но не Латвия, не Эстония этого не хотели. В следующей конференции в марте Польша заручилась симпатиями Латвии, принимая ее сторону с заявлением, что весь уезд Илуксте и город Мажейки по праву должны отойти к Латвии.
Когда в осеню 1920 года польские войска под предводительством ген. Желиговска заняли округ Вильно, Литва сама была вынуждена эвакуировать войска из уезда Илуксте, а 12 октября главнокомандующий армии Латвии ген. Балодис дал приказ войскам занять уезд Илуксте – малочисленных литовских частей прогнали почти без потерь.
Ну и после всего этого весьма логично, что когда 11 ноября в Ригу приехал начальник генштаба армии Литвы Клещинский, с призванием армии Латвии приходить на помощь, Латвия отказала. И Эстония объявила, что соблюдает неитралитет в данном вопросе. Жадность фрайера погубило.
Comments