Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Пост о патриотизме

Этому посту украинского блогера уже два года, но мне кажется, что он будет актуальным всегда.

Оригинал взят у saint_daemon в Почему я не патриот Украины и никогда им не стану
d2250du-960


Сейчас у кого-то может случиться разрыв шаблона — как можно поддерживать Майдан и не быть патриотом Украины? Но если разобраться, то это самая логичная позиция из всех возможных. И, как ни странно, её обоснование частично совпадает с рассуждениями русских националистов — тех из них, кто поумнее.

Но прежде всего давайте попробуем разобраться с тем, что такое патриотизм, поскольку даже википедия даёт пять разных подвидов оного. Путь к взаимопониманию начинается с чётких определений. Все должны понимать, о чём идёт речь.

Так вот, по версии той же википедии, патриотизм подразумевает любовь или, как минимум, привязанность к своему народу, родной земле, языку и традициям. Важный момент — патриот должен стремиться сохранить всё перечисленное и защищать... правда, от кого — википедия не уточняет.

Давайте разбираться по порядку.


Народ. Я не против любить народ. Но мне как-то неинтересно любить и защищать всех без разбору. Скажем, среди моих соседей по подъезду найдётся пара мудаков, которым я руки не подам. Да что там соседи — даже среди родственников есть такие, кого я согласен разве что терпеть. Но любить — с какой радости? Потому что у нас набор генов похожий? А няшных котиков я, значит, должен ненавидеть? Ведь у нас даже биологические виды разные. Фигня какая-то получается.

Ещё сложнее с "родной землёй". Ну, допустим, я родился и живу в центре Украины, и ландшафты у нас тут действительно приятные. Почему бы их не любить? Люблю. С архитектурой тоже повезло, по большей части, хотя некоторые уродливые новостройки не полюблю — хоть режьте. Но вот что делать тем, кто родился поближе к границе? Вот, подойдите к столбику, посмотрите в одну сторону, потом в другую и скажите, видите ли вы какую-то разницу? Кстати, европейские границы ещё как-то похожи на естественные. Тут грызлись за каждый кусочек земли, выгрызали друг у друга как могли, а потом другие пытались откусить себе участок в ответ — так сформировались сложные "естественные" границы государств. Но посмотрите на Африку или на Северную Америку. Там границы тупо расчертили под линейку при начальном дележе пирога. И что получается? Вот тот самый чувак, который возил карандашом по карте, определил для миллионов людей, какую землю им любить, а какую не очень?

Язык. С языком получается странно. У каждого есть родной язык — тот, на котором он сказал первые слова. Но любить язык? Нет, я понимаю, сейчас проходившие мимо филологи посмотрят на меня, как на идиота, но надеюсь, что все остальные согласятся с тем, что любой язык — это прежде всего инструмент для общения между людьми. Сам по себе он нахер никому не нужен, каким бы красивым и замечательным он ни был. Отдельно скажу, что сугубо с практической точки зрения было бы очень хорошо, если бы все люди на планете общались на одном языке. Но, во-первых, сейчас это просто утопия, а, во-вторых, все языки неразрывно связаны с культурой народов, которые их используют. Убил язык — убил частичку мировой культуры. А это очень плохо, поэтому я за сохранение всех языков мира, насколько это возможно.

Именно по этой причине, кстати, я являюсь убеждённым противником "второго государственного" в Украине. Украинскому языку нужна страна, где он будет единственным государственным, а все проблемы русскоговорящего населения (включая самые дикие и надуманные) элементарно решаются статусом регионального языка. Почему их до сих пор не решили (если не решили), дончанам и луганчанам стоит спросить у тех местных политиков, которых они сами выбирали эти 23 года. Ну и ещё один момент. Два государственных языка — это весьма затратная штука, а в случае с Украиной — абсолютно бесполезная затратная штука. Думаю, если прямо спросить у страдальцев за русский язык, что им важнее — дополнительная страничка в паспорте, где их имя будет написано по-русски, или новая больница, ремонт дорог и так далее, то ответ будет совсем не в пользу языка. Впрочем, люди разные, даже если набор генов у них идентичный. Так что, если кто считал иначе, все средства повлиять на ситуацию у вас были — выше всё сказано.

Традиции. В гробу я видал традиции. Не все, конечно, некоторые мне нравятся, но ко многим остальным я питаю искреннюю ненависть. Однако же патриот не должен перебирать харчами. Ему надо любить все местные традиции. Правда, никто не уточняет, какого именно периода — вот и получаются разночтения между поклонниками долбославия, самодержавия, большевизма и так далее. А между собой эти традиции как-то не сочетаются. Но все зовут себя патриотами и готовы разорвать друг дружку во славу Перуна-Императора-Сталина.

Короче говоря, само понятие "патриотизма" настолько размыто, что даже в пределах одного государства может быть источником серьёзных конфликтов, не говоря уже об искусственных межгосударственных "сталкиваниях лбами". Как говорится, когда паны дерутся, чубы трещат у холопов, несмотря на то, что сами холопы одинаковы, а границу между ними нарисовали именно паны. Да и то не на каком-либо разумном основании, а как получилось. Исторически, так сказать.

Не меньше проблем и с культурной самоидентификацией. Я смотрю американские фильмы и японские мультики, слушаю много разной музыки, хотя и не смогу сказать, кто мне нравится больше — британский Black Sabbath, исландка Бьорк или раннее творчество русского в доску Чистякова. Я читаю книги, написанные авторами со всего мира, мне нравятся вышиванки и шотландские килты, я люблю грузинский шашлык и мясо по-французски. Чьим патриотом я должен быть? И, самое главное, чем вы отличаетесь от меня? Разве вы зациклены исключительно на "местной продукции"? Если так, то мне вас жаль.

Но зачем же тогда нужен патриотизм? Ведь это понятие появилось не просто так — в истории человечества ничего не бывает просто так. Верно, были времена (не так уж и давно), когда свой народ, свой язык и свою веру приходилось защищать от самого натурального уничтожения. При этом важно уточнить, что уничтожением занимались именно патриоты — только не "свои", а "чужие". Но с закатом эпохи империй и волной национальных революций всё это осталось в прошлом. Не во всём мире, конечно, некоторые до сих пор живут по средневековым моральным принципам, но с этими ребятами разговор особый. И то, что рядом с тобой живёт австралопитек, совершенно не означает, что ты должен оперировать его понятиями и опускаться до его уровня.

Патриотизм я могу сравнить с лёгким недугом. Например, с насморком. Национализм стоит в том же ряду, но уже заметно хуже — как грипп. Нацизм — это уже что-то уровня эболы, но суть та же. Так вот, умеренный патриотизм не опасен, поэтому я могу просто не обращать на него внимания. Носители национализма уже опаснее, при общении с ними рекомендуется ватно-марлевая повязка, но если соблюдать все меры предосторожности, не заразишься. Носителей эболы лучше всего моментально изолировать, а после смерти сжигать.

И независимо от тяжести этой "болезни", я ни себе, ни кому-либо другому такой напасти не пожелаю. Насморк - не эбола, но всё равно неприятно.

Впрочем, повторюсь, в умеренном патриотизме я ничего плохого не вижу. Если кому-то хочется любить местный ладшафт, язык, обычаи, песни — кто ж против? Люби на здоровье. Беда случается, когда любовь мутирует в мысль о превосходстве всего перечисленного над "зарубежными аналогами". И самое опасное то, что носитель бациллы патриотизма зачастую сам не замечает, как пересекает эту крайне размытую черту.

Перечитайте предыдущий абзац ещё раз. Вот эта самая черта должна быть табу. Её нельзя пересекать. Но многие хорошие люди попали в эту ловушку, о чём я искренне сожалею.

* * *

Да, так почему же я тогда поддерживаю Майдан? Всё предельно просто — цели Майдана совпадают с моими сугубо прагматичными желаниями. Я хочу, чтобы в Украине была честная власть, отвечающая перед народом и не мухлюющая на выборах. Я хочу, чтобы в Украине можно было нормально вести бизнес и платить нормальные налоги, а не принимать по двести дней в году проверяющих из восьмидесяти инстанций, которым, в сущности, нужно только одно — взятки, и не ломать мозг над одним из самых идиотских налоговых кодексов в мире со 180-ю видами налогов. Я хочу, чтобы в Украине был честный суд, чтобы милиция ловила преступников, чтобы гаишники следили за безопасностью движения, а не устраивали потенциально опасные участки, на которых так удобно ловить водил и опять-таки драть с них взятки. Я хочу, чтобы Украина была защищена как в военном, так и в экономическом плане. Поэтому я за вступление в НАТО и ЕС. Понятно, что в ближайшее время нам это не светит, но стремиться надо.

Ну и далее по списку — мне нравится всё то, за что стоял Майдан.

И я категорически против любых союзов с Россией по той же самой причине. Мне категорически не нравится вектор развития нынешней РФ, не нравится её внешняя и внутренняя политика, не нравится настрой большинства её граждан (или, как минимум, то, как его преподносят российские социологи) — и это никак не связано с тем, что я родился и живу в Украине. Простой банальный прагматизм. Мне, моей родне и моим соседям так будет лучше. Даже той паре мудаков — но я же сам не мудак, чтобы желать себе худшего лишь бы насолить тому, кто мне не нравится.

Пускай "я прагматик" звучит не так гордо и возвышенно, как "я патриот". Но зато я понимаю, что и зачем делаю. Я понимаю, чего хочу. И это моё решение, а не какого-нибудь "вождя" или "отца народов".

В общем, лечите насморк. Без него жить гораздо легче — и вам и окружающим.

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
bea3trice
Jul. 24th, 2016 08:13 am (UTC)
Эстонцы вот вполне прагматичные и умные патриоты. Они просто не скажут – ненавижу Эстонию, Пу, приходи, разбомби. Конечно, любишь не всё и вся, сохронить точно как есть хочешь и пытаешься не всё и вся (сама жизнь – перемены), но не кричишь, приходи, Пу, разбомби мой дом, ну, конечно, разбомби соседний, но если для этого нужно и мой разрушить, я протерплю, но вот живу, ненавижу всех, кроме тех, что за границей и чей реальной жизни пока не знаю, только верю, там лучше, и тех я бы не ненавидел, с теми уж договаривался мирно.
Все определения и понятия относительны, всё можно довести до абсурда и разрушить перебором.
jozhik
Jul. 24th, 2016 09:00 am (UTC)
Правильно, если врач прописал одну таблетку, то одну и надо принимать, а не всю пачку за раз. )
stalker_sid
Jul. 24th, 2016 10:27 am (UTC)
пишет про язык "Сам по себе он нахер никому не нужен, каким бы красивым и замечательным он ни был. "
и тут же про запретить второй государственный, чтобы был только один

дальше можно не читать - каша в голове
jozhik
Jul. 24th, 2016 10:36 am (UTC)
Так и не читайте, если не можете осмыслить элементарного. Чё тут попусту вонять?
edjet
Jul. 24th, 2016 11:48 am (UTC)
>>каша в голове
- очень точно подмечено.

Из обсуждения оригинала клона)) этой записи:

>>Очень характерный для Украины пример расшатанного мировоззрения. Человек не стоит на какой-то позиции, а плавает. Надеюсь, не утонет.

- далее обсуждение, что в чём плавает, которое цитировать не стану.

Edited at 2016-07-24 11:49 am (UTC)
notabler
Jul. 24th, 2016 11:57 am (UTC)
что-то незаметно, чтобы хотя бы один комментатор прочел подробно. Но такие уж комментаторы... А под каждым его словом подпишусь, мне вообще, как космополитке, положено. И насчет языка я думаю абсолютно так же. Русскому языку не грозит ничего, пусть его лелеют у себя как хотят. А остальные должны заботиться о своем собственном, потому что исчезновение каждого обедняет человечество. А ведь исчезли в СССР и России уже сотни. Да и на Земле тоже.
Крол Кролыч
Jul. 24th, 2016 12:09 pm (UTC)
Ну, я прочёл
Сплошные нестыковки.

Вот, например:
>Патриотизм я могу сравнить с лёгким недугом. Например, с насморком. Национализм стоит в том же ряду, но уже заметно хуже — как грипп.

В то же время:
> я являюсь убеждённым противником "второго государственного" в Украине. Украинскому языку нужна страна
- поддержка национализма детектед.


Далее из рассуждений "прагматика" ясно: иду куда ветер дует (как 98% населения). Гражданской позиции нет, есть шкурная.

Edited at 2016-07-24 12:10 pm (UTC)
notabler
Jul. 24th, 2016 12:15 pm (UTC)
Re: Ну, я прочёл
Ничего подобного. Каждому языку - своя страна. Россия пусть переживает о русском, а Украина отвечает за сохранность собственного. Так же, как в Прибалтике.
Крол Кролыч
Jul. 24th, 2016 12:26 pm (UTC)
Re: Ну, я прочёл
Это и есть национализм: когда право нации выше права населения на пользование родным языком.

Вы, русскоязычные и русскокультурные украинкие прагматики, даже боитесь себе признаться, что а)не уважаете себя, готовы прогибаться как угодно; б)поддерживаете украинских националистов (когда мейнстрим - национализм).

Очень удобная позиция. Сменится ветер - надо будет просто заменить некоторые слова в данном "откровении" конформиста.

Edited at 2016-07-24 12:27 pm (UTC)
edjet
Jul. 24th, 2016 12:54 pm (UTC)
конформизм
- вот оно, то самое слово.

Автор писАл в 2014-м. С тех пор мнение прагматиков могло поменяться. Но только не мнение конформистов: стадо-то бредёт в прежнем напрямку.

Edited at 2016-07-24 01:01 pm (UTC)
jozhik
Jul. 24th, 2016 01:04 pm (UTC)
Re: конформизм
Автор повторил свой этот пост пару дней назад.
notabler
Jul. 24th, 2016 01:15 pm (UTC)
Re: Ну, я прочёл
Наводи порядок в своем говняном королевстве, потом приходи и учи других. Национализма тут нет ни грамма, кроме вашего, кацапского. Все, что вам не вкусу обосрать необходимо. Идите, стройте теплые толчки для крестьян, построите - доложите цивилизованному миру, а пока сидите на печках и не хрюкайте
jozhik
Jul. 24th, 2016 12:40 pm (UTC)
Такие тут в ЖЖ читатели. )
slajk2
Jul. 24th, 2016 12:09 pm (UTC)
Интересный автор, созвучный лично мне.
Крол Кролыч
Jul. 24th, 2016 12:11 pm (UTC)
Созвучный 98% шкурников и хатаскрайников:
ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
ann_rioval
Jul. 24th, 2016 12:12 pm (UTC)
Как-то много букв и мыслью по дереву.
А так-то все просто: ты или готов жертвовать чем-то в своей жизни ради конкретной страны, или нет. И никакого словоблудия, это и есть патриотизм.
edjet
Jul. 24th, 2016 12:48 pm (UTC)
Кстати, а можно пару вопросов?
>>И я категорически против любых союзов с Россией ... Простой банальный прагматизм. Мне, моей родне и моим соседям так будет лучше.



- Почему будет лучше?
- Когда будет лучше?

Edited at 2016-07-24 12:49 pm (UTC)
jozhik
Jul. 24th, 2016 12:51 pm (UTC)
Re: Кстати, а можно пару вопросов?
А следующую строчку слабо прочитать, в которой объясняется - почему?
edjet
Jul. 24th, 2016 12:58 pm (UTC)
Re: Кстати, а можно пару вопросов?
Следующая строчка:
>>Даже той паре мудаков — но я же сам не мудак
- всё объясняет? Чешу в затылке. Повторяю вопросы: почему? когда?
jozhik
Jul. 24th, 2016 01:03 pm (UTC)
Re: Кстати, а можно пару вопросов?
Вы пьяны?
edjet
Jul. 24th, 2016 01:16 pm (UTC)
Re: Кстати, а можно пару вопросов?
Я трезв. Я спрашивал у вас, не у автора. Если попытаться выжать автора - то получается:


Почему?
- не нравится (вектор развития РФ и всё такое)
Когда?
- в ближайшее время нам это не светит

Вы солидарны, новых ответов в 2016-м у вас нет?
С такими ответами - вы считаете себя прагматиком?

Я, кстати, не россиянин - белорус.
jozhik
Jul. 24th, 2016 01:19 pm (UTC)
Re: Кстати, а можно пару вопросов?
Цитирую идиоту всю фразу с объяснением и баню за флуд: "И я категорически против любых союзов с Россией по той же самой причине. Мне категорически не нравится вектор развития нынешней РФ, не нравится её внешняя и внутренняя политика, не нравится настрой большинства её граждан (или, как минимум, то, как его преподносят российские социологи)".
111_eto_ya_111
Jul. 24th, 2016 02:34 pm (UTC)
Завидую!
Завидую тем, кто может так просто, популярно и в доступной форме складывать слова и обьяснять свои взгляды.
Полностью согласен с автором.
jozhik
Jul. 24th, 2016 08:31 pm (UTC)
Людей с таким хорошим слогом тут в ЖЖ не так много, я тоже так писать не умею.
(Deleted comment)
jozhik
Jul. 24th, 2016 08:32 pm (UTC)
И я того же мнения )
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

ёж-моргает
jozhik
Йожик

Latest Month

July 2023
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars