Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Category:

Русизмы и латышизмы

В современной (молодёжной) латышской речи довольно часто используются сленговые русизмы - слова из русского языка и русского сленга, вставляемые в разговор. laralelya, гостившая в Риге, слышала и может подтвердить. Самые распространённые встречаются в неизменном виде - это такие, как davaj (давай), čisto (чисто), koroče (короче), reaļno (реально), tipa (типа).

Но бывают и видоизменённые. Привожу примеры:

žarons [жаронс] - жара (в оригинале karstums - жара; svelme, tveice - зной, пекло, знойная духота)
prikols [приколс] - прикол (в оригинале joks - шутка)
prikolīgi [приколииги] - прикольно, в смысле - интересно
padis [падис] - подъезд (в оригинале ieeja - вход)
pričа, pričеne [причча, причченэ] - причёска (в оригинале frizūra)
čolka [чолка] - чёлка (в оригинале нет такого понятия, есть грива или прядь)
truba, trubka [трУба, трубка] - труба, трубка (в оригинале caurule - труба, pīpe - трубка (курительная))

Русскоговорящие в Латвии тоже нередко свою бытовую речь обогащают латышизмами, заимствованными словами из латышского языка, причём склоняют и спрягают по правилам русской орфографии. Примеры:

фризура - причёска (от латышского frizūra)
Часто можно услышать: Сделала себе новую фризуру.
бурка - банка (от латышского burka)
буча, бучиня - поцелуй, поцелуйчик (из латышского сленга)
Дай бучиню - давай поцелую.
канна - бидон (от латышского kanna)
бумба - мячик (от латышского bumba - шар, мяч, бомба)
шаусмас! - ужас! (возглас удивления от латышского šausmas - ужас)
швамка - мочалка, губка (кухонная) (от латышского švamme)
замаксАть (гл.) - заплатить (от латышского maksāt - платить)
Я замаксАл за квартиру и лизинг и остался без денег.


Кто в теме, добавляйте примеры.
Tags: Рига-Латвия, любопытно
Subscribe

  • По случаю смерти писателя

    Не люблю таких хитрожопых типов, как блогер mi3ch, выдающих себя за самых умных и продвинутых, а на самом деле, - извращающих факты,…

  • И я поиграю в гулящий тут флешмоб

    Только чуток подменю вопросы-тезисы - парочку выброшу, парочку своих добавлю. 1. Я не пью чай из пакетиков. Чай вообще редко пью, а из пакетиков…

  • Когда выпью чересчур...

    ...только читаю. А то пишут тут всякие всякий пьяный бред, хотя вроде бы трезвые... Это - не мой путь. По пьяне я могу оставить где-то жёсткий…

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • По случаю смерти писателя

    Не люблю таких хитрожопых типов, как блогер mi3ch, выдающих себя за самых умных и продвинутых, а на самом деле, - извращающих факты,…

  • И я поиграю в гулящий тут флешмоб

    Только чуток подменю вопросы-тезисы - парочку выброшу, парочку своих добавлю. 1. Я не пью чай из пакетиков. Чай вообще редко пью, а из пакетиков…

  • Когда выпью чересчур...

    ...только читаю. А то пишут тут всякие всякий пьяный бред, хотя вроде бы трезвые... Это - не мой путь. По пьяне я могу оставить где-то жёсткий…