?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этнография - это источник самопознания - всегда интересно.

Оригинал взят у world_jewellery в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг"
Носить несколько килограммов серебряных украшений может быть и не очень удобно, но это впечатляет и даже сейчас многие женщины не отказались бы от такой ноши :)) Тм более, что речь идет о старинных и очень красивых ювелирных украшениях. Сету - небольшой финно-угорский народ, который проживает в Печорском районе Псковской области (примерно  в регионе городов Изборск и Печоры), а также в прилегающих районах Эстонии. Численность его определяют сейчас в 10 тысяч человек, но большая часть сету при переписях записаны как эстонцы или русские, в переписи 2010 года в России назвали себя сету всего лишнь 214 человек. В Этнографическом музее Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция серебряных украшений сету, многим из которых более 400 лет.

Многие украшения связаны с древними ритуалами любовной или целительной магии, с рождением детей, а также посвящались календарным праздникам и обрядам. Украшения сопровождали женщину в жизни и даже после смерти. Хранители и аккумуляторы женской магии, украшения сету органично сочетали в себе древние этнические традиции и моду.



Особенно привлекает внимание одно очень интересное и характерное для народа сету украшение, на стенд с которыми я обратила внимание в Особой кладовой Этнографического музея (РЭМ). Это большая фибула (пряжка или своего рода брошь) в виде конуса с усеченой вершиной, попросту говоря, с отверстием. Фибула внешне напоминает женскую грудь или чашки бюстгальтера и многие воспринимают эту фибулы как украшения, которых должно быть, соответственно, два. Однако носят одну такую фибуду посередине груди. Называют ее "сету-сульг", "суур сыльг", "суур сольг", пряжка сету и т.д. Фибула использовалась как магический сосуд, в нее наливали воду и проводили различные ритуалы. Встречаются такие фибулы, в которых отверстие запаяно монетой.

Ее носили замужние женщины детородного возраста примерно с 18 до 45 лет до появления внуков. Этот тип украшений появился на основе обще-эстонского украшения. Такие пряжки носили в Западной и Северной Эстонии, на острове Муху, но только у сету они достигали больших размеров - до 36 см в диаметре. Средний размер  - 20 см. Размер фибулы определялся благосостоянием семьи, часто это украшение дарил невесте жених. Подарок в виде самой большой фибулы мог сыграть решающую роль в выборе жениха

Пряжка сету - конусообразная фибула, Псковская губерния, конец 19 века, РЭМ

Украшения из серебра и металла - характерное дополнение праздничного костюма у всех народов Балтийского региона, особенно самобытны украшения эстонцев, сету и латышей. Украшения передавали из поколения в поколение. В 19 веке люди хорошо понимали символический язык орнамента, например сакта "рука в руке" служила подарком женихом невесте.

Традиционный набор украшений сету включал 2 фибулы - одну маленькую для застегивания ворота, вторая большая нагрудная коническая - сыльг, а также шейные, шейно-нагрудные, нагрудные украшения: ожерелья, цепи, большое и малое монисто, плюс серьги, браслеты и кольца. Украшения из монет назывались денежными - rahadso. Общий вес украшений доходил до 5-6 кг. Украшения матери переходили по наследству старшей дочери, а если ее не было - то жене старшего сына. Особенно ценными считались украшения звонкие - подвески соприкасались при ходьбе и танцах с брошками и пряжками, бренчали и отпугивали злых духов. Когда женщины шли на праздник, звон стоял как от рыцарских доспехов или от приближения лошади с бубенцами.

Украшения начинали носить с раннего детства. Младенцу надевали цепочку с крестом. Девочки с 5 - 10 лет носили цепочки и фибулы,
подаренные матерью и бабушкй, фибулами скрепляли ворот рубашки. В 10-14 лет начинали носить более тяжелые цепи, шумящие подвески, кольца и перстни, которые носили на всех пальцах, кроме среднего. В 14-18 лет девушки начинали покупать украшения сами. Хранили в амбарных сундуках в особых ларчиках вместе с парадным костюмом.




Конусообразная фибула - "большая пряжка" входящая в состав сетуского "хыпы" (серебряного наряда) - комплекса женских шейных и нагрудных украшений сету фертильного возраста. Серебро, 1859, шведский ювелир Алесандр Иоханн Бломериус. Вместо традиционного для больших пряжек гербового двуглавого орла выгравированы жанроые сценки-рондо. РЭМ, иллюсрация отсюда


Надевали суур сыльг только по праздникам, в церковь и на свадьбы. Не носили во время траура, не давали в руки чужим людям. С этой фибулой связано наибольшее количество магических обрядов - ее использовали для повышения способности женщины к деторождению, повышению плодородия растений, плодовитости домашних животных, защиты беременных и детей от дурного глаза и болезней, для лечения членов семьи и животных, поддержания молодости и красоты хозяйки, возвращения мужа в семью. Она имела большое значение в свадебной обрядности и обрядах, связанных с новорожденным. Сыльг защищала источник сердечной энергии, который считался особенно восприимчивым к воздействию злых сил. Украшения делали из серебра, которому также приписывали магические свойства - серебро отпугивало нечистую силу.

Форму пряжка всегда имела конусовидную с усеченой вершиной и отогнутыми внизу краями под прямым углом. Узкая часть конуса имеет вид пряжки, напаянной на край с загнутой книзу иглой - язычком. Другой конец иглы расплющен и вставлен в отверстие у ободка и закручен вокруг него.



Женское шейное украшение эстонки-сету. Кресты, серебро, литье. Печорская волость, Псковская губерния, 18 - начало 19 века. На сайте РЭМ здесь

Есть две основные версии происхождения народа сету или, как его еще называли, "псковская чудь". По одной из них сету населяли этот регион вместе с древлянами, по другой - уходили от христианизации с территорий, заселенных нынешними эстонцами. Есть даже версии, что сету пришли сюда раньше славян. В русских летописях упоминаются с 12 века, постепенно принимать христианство сету стали примерно с середины 15 века - после возникновения Псково-Печорского монастыря. Из-за своей малочисленности проигнорированы и Россией и Эстонией. Кроме того, эстонцы, в основном, лютеране, а сету - православные, поэтому эстонцы их за своих не признают. В связи с отсутствием перевода библии на язык сету их форма православия тоже весьма своеобразна и русские называли их за это "полуверцами", языческие обычаи сохранились у этого народа едва ли не до сей поры. Говорят сету на разновидности вырусского диалекта эстонского языка. Язык сету внесен ЮНЕСКО в число вымирающих языков. Одним словом, в последнее время все спохватились и стали народ и их язык сохранять. В деревне Сигово численностью 11 человек есть музей сету и там даже проводятся фестивали, на который отовсюду приезжают представители этого народа.


Серебряная медаль в ажурной оправе - фрагмент ожерелья "санга". Сету, Псковская губерния, 18 - 19 века. РЭМ

Знаки креста и гербового орла в женской фибуле означали, что женщина замужняя и православная. Некоторые исследователи полагают, что изображения двухглавого орла восходит к более ранней традиции изображения двухголовых птиц. В 19 - начале 20 веков в украшениях сету (а также эстонцев и латышей) появилось много украшений, которые изготавливали немцы и шведы - ювелиры Дерпта (Тарту),  Ревеля (Таллина) и Риги. Позднее под их влиянием сложились две школы - курземская и видземская. Украшения сету можно увидеть и сейчас.



Современная фотография отсюда



Фото отсюда



Фото отсюда



Фото отсюда

У скандинавов есть украшение, которое, конечно, сильно отличается - но с ним можно провести параллель - на фото современная реконструкция



P.S. Сакта - это вид броши, характерной для латышских и эстонских национальных костюмов. Есть предположение, что это понятие пришло из индуизма, в переводе с санскрита "шакти" означает силу, мощь. Шакти - супруга бога Шивы или древняя богиня-мать. Женские этнические украшения особенно интересно сравнивать с индийскими, как, например, с украшениями богини Лакшми :)) Подробнее об индийских традиционных украшениях Солах Шрингар я писала здесь, об Особой кладовой Этнографического музея в Санкт-Петербурге здесь, о монистах - здесь.



Видео о народности и музее сету



Еще фильм о народности сету



Подробнее на сайте Этнографического музея СПб и в этом pdf

Подробнее о фибулах сету в исследовании И.А.Галицкой (pdf)


promo jozhik april 24, 2017 13:09 50
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
buryakovsky
Oct. 23rd, 2015 10:56 am (UTC)
ну ты прям энтографом заделался, Ёж)
jozhik
Oct. 23rd, 2015 12:48 pm (UTC)
Интересные вещи в этих кино рассказывают. Честно, даже не предполагал о такой народности, тем паче, что соседи и был я в тех местах когда-то.
livejournal
Oct. 23rd, 2015 06:22 pm (UTC)
Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &quot
Пользователь shyrranay сослался на вашу запись в своей записи «Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг" [...]
bea3trice
Oct. 26th, 2015 03:12 pm (UTC)
Я всегда рада почитать и увидеть больше этно близких мне балтийских и северных народов. Спасибо, что нашёл и вынес, ёж.
jozhik
Oct. 27th, 2015 12:07 am (UTC)
Пожалуйста)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

ёж-моргает
jozhik
Йожик

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars