Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Category:

Храмы и некоторые дворцы Курляндии, часть 1-я

Оригинал взят у buksartis в Храмы и некоторые дворцы Курляндии от юзера Renatar
Оригинал взят у renatar в Храмы и некоторые дворцы Курляндии, часть 1-я
Идея этой поездки зрела уже давно, под впечатлением некоторых разговоров о недооцененности страны, о том, что не все о ней известно, и чуть было не состоялась в конце прошлого года. Помешала длина светового дня и некоторые организационные сложности. После чего было принято решение отложить экспедицию до весны. Весной программа была расширена по сравнению с первоначальной, охватив значительно большее количество историко-культурных объектов бывшего Курляндского герцогства, а ныне Курземской части Латвии. Под катом вы увидите, в частности, много сакральных объектов, их интерьеров и образцов т.н. курляндского барокко и других стилей.




Сначала немного предыстории о том, что вы увидите ниже.
После упразднения средневековой конфедерации ливонских государств, на территории нынешней Латвии в ее западной и южной частях в 1561 г. образовалось вассальное Польше Курляндское и Семигальское герцогство, первым герцогом которого стал Готард Кетлер, бывший до того последним магистром Ливонского ордена. Этот портрет герцога вы потом увидите в интерьере церкви в Нурмуйже. Принятие лютеранства позволило бывшим рыцарям Ордена снять с себя свои католические обеты и обзавестись семьей и недвижимым имуществом. Смена веры имела и другие последствия для истории и искусства края. Обо всем в рамках поста не рассказать, но один аспект рассмотрим.
2.



В последней четверти XVI в. и до середины XVII в. в Курляндии, сохранявшей тесные связи с Германией, Голландией и Польшей, дошли веяния т.н. Северного Ренессанса и проявились тенденции стиля маньеризм; в стилистическом отношении получился один из интереснейших периодов в истории искусства Латвии, подготовивший почву для возникновения барокко и других классических стилей. Сочетания этих стилей породили со временем своеобразные архитектурные ансамбли, как церковь в Злекас, например (будет ниже).

Распространившийся в конце XVII - начале XVIII в. интересующий нас стиль получил впоследствии название курляндского барокко. Это было особое явление, время расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства в Курляндском герцогстве. В эпоху герцога Екаба, внука вышеупомянутого Готарда, расцвела экономика края, Курляндия стала страной с заморскими колониями. Из того же Версаля долетали веяния "красивой жизни" и курляндские дворяне состязались друг с другом в деле строительства и убранства храмов в своих имениях. Не все из этого великолепия сохранилось, погибло затем в войнах... Но многое и осталось.

3. Фотографии роскошного убранства церкви в Лестене. Частично было перевезено из разрушенной во Вторую мировую войну церкви в Рундальский дворец-музей:




В эпоху барокко расцвет декоративной резьбы по дереву больше наблюдался именно в Курляндии. Характерные стилистические черты говорят о том, что в то время существовало несколько мастерских резьбы по дереву. Наиболее известная мастерская находилась в Вентспилсе - целая семья во главе с отцом и сыном, оба Николаусы (Николаи) Сефренсы. А вот, например, в Видземе (за исключением Риги) не сложились крупные центры резьбы по дереву. О Стельмужской школе в Латгалии и Литве - разговор отдельный. Надо тем не менее подчеркнуть, что религиозная аскеза лютеранства не приветствовала роскоши в храмах, но в Курземе был уникальный случай - здесь лишь не позволялось внутреннему убранству выплеснуться на фасады церквей, которые строились строгой и подчеркнуто простой формы, с минимумом декора. Самое интересное у этих церквей - внутри.

4. Это старое фото Липайкской церкви в Турлаве как пример строгого фасада с небольшим неоготическим декором:




Осмотру шедевров курляндского барокко и некоторых других стилей в основном и была посвящена эта наша поездка. Даже в рамках трех дней все осмотреть было невозможно. Изначально было решено оставить за рамками лиепайские храмы и северные приходы. Да, должна сказать, что все церкви в поездке, за исключением одной - были лютеранские. Лютеране - одна из трех крупнейших религиозных конфессий в Латвии. В Евангелическо-лютеранскую церковь Латвии входят 292 прихода, в основном в Курземе, Земгале и Видземе. Церковь является также одним из крупнейших владельцев земли и зданий в стране – в настоящее время вместе с приходами ей принадлежит более тысячи объектов собственности стоимостью несколько сотен миллионов евро. Многие лютеранские церкви являются важными архитектурными памятниками и хранилищами сакрального искусства. История лютеранских церквей соприкасается с историей католических и православных. В разные эпохи во многих церквях поочередно были приходы всех трех конфессий - менялась власть, и в зависимости от официальной религии менялась и поддержка той или другой церкви, побуждения перейти в другую веру и т.д.

5. Условные обозначения на этой карте я делала для себя, чтобы оценить масштаб того, с чем иметь дело. Тут не только церкви, но потом от многого пришлось отказаться:




Главная сложность состояла в том, что обычно многие храмы открыты лишь раз-два в месяц, и синхронизировать их посещение был еще тот квест. Но в пасхальные дни почти все они открываются, можно было попытаться их объехать. Изучив информацию о днях и времени открытия церквей в период богослужений, я свела ее в общую карту (см. выше). Было понятно, что одновременно в несколько мест попасть никак не удастся. Но по опыту других поездок я помнила, что перед праздниками церкви открывают для того, чтобы прибраться и украсить. Пришлось брать телефон и побеспокоить большое количество пасторов, чтобы спросить их о дополнительной возможности посещения их храмов. Пасторы сообщили либо свои приемные часы, либо дали телефоны смотрителей церквей. В результате многочисленных переговоров вырисовалась окончательная картина. Не во все церкви удалось дозвониться, в частности, пришлось отказаться от Лестене, Яунпилса, Циравы и др. Если бы дни и часы были бы иными, можно было бы упростить и укоротить маршрут, но не все было в наших силах.

6. Красная линия - первый день путешествия, синяя - второй и зеленая - третий. Еще в конфигурации маршрутов сыграло свою роль наличие асфальтовых дорог - иногда было проще сделать лишних 20-30 км по асфальту, чем ехать по дорожке, истово молотящей камнями в днище автомобиля.




ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ, 3 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА, ПЯТНИЦА

7. Стразде
Выехав из Риги на рассвете, прибыли в поселок Стразде. В хрониках Стразде впервые упоминается в 1291 г., в XV в. исторические источники упоминают латышский поселок и священную дубовую рощу. Символ Стразде - самая маленькая каменная церковь в районе, т.н. “Белая церковь”, построена в 1591-96 гг., перестроена в 1872 г. Ниже вы также можете прочитать о церкви с инфостенда. А по этой ссылке можно посмотреть и послушать ее орган.




8. Чуть ближе к Риге с другой стороны дороги расположилась усадьба Стразде, кроме упомянутых ниже ее достопримечательностей там имеется еще старинный спиртозавод (1886 г.).




9. А вот водяную мельницу со шлюзами и искусственным островком мы сами не нашли, указателя к ней не было, пришлось обращаться за справками в кафе возле церкви. Кстати, отметила там новую интерьерную моду в общественных туалетах - фотообои вместо плитки (и это был не единичный случай, что позволило говорить о моде). Вообще заметна рука дизайнера в интерьере кафе, тут не просто стулья расставили:




10. В обновленных зданиях водяной мельницы и электростанции ныне располагается гостевой дом Ūdensdzirnavas, можете посмотреть его интерьеры на букинге, а красоты территории я еще покажу в отдельном посте. Расстояние до поселка Стразде отсюда составляет 2 км, а до города Кандава - 11 км.




11. Мельничный сторож:




12. Талси
Визит в Стразде был всего лишь разминкой в начале пути, а теперь уже серьезная поездка, начавшаяся с осмотра церкви в городе Талси. Об истории города много написано на моем сайте 1 и 2. Данная церковь построена в 1567 г. по распоряжению первого герцога Курляндского Готарда Кетлера. Много раз перестраивалась и ремонтировалась. Около 1712 г. была построена каменная колокольня. Такой, какой мы церковь видим сегодня, она была создана в 1888 г. Еще в XVIII в. перед церковью стоял позорный столб, у которого по воскресеньям секли провинившихся жителей. 4 декабря 1905 г. церковь была повреждена двумя пушечными выстрелами карательного отряда. Первый орган в церкви появился в 1762 г., нынешний, работы мастера П.Б. Фелкнера, установлен в 1904 г. Характеристики органа тут.




13. Кстати, вот каким я это место застала еще в 2002 году - как видите, местность вокруг изменилась. Что доказывает пользу неоднократного посещения одних и тех же мест:




14. В церкви служили многие выдающиеся священники, в том числе К.Ф. Аменда, друг композитора Бетховена. Между окном и кафедрой на фото ниже заметен круглый белый медальон с рельефным изображением пастора Аменды работы А. Берзиньша, 2002 г. Алтарная живопись принадлежит кисти дрезденского художника Шенхерта (1876 г.). Потолочные светильники и кафедра относятся к 17 в. Интерьер тут не бароккальный, но посмотреть было интересно, раз уж мы успели заехать за полчаса до начала богослужения.




15. С высоты церковного холма открываются красивые виды на холм Кенинькалнс (Королевская гора) с памятником "Играющий на кокле" (здесь он за деревьями слева). В конце 19 в. на этом холме находился Городской сад, а в 1996 г. здесь установили памятник павшим борцам за свободу Латвии в виде юноши, играющего на кокле. Автор - скульптор Карлис Земдега (1894-1963), в камне памятник высек скульптор Вилнис Титанс. Напротив церковных дверей сохранен памятник барону Эдмунду фон Хану (1813-1879) и его супруге Лине фон Хан, урожденной фон Мантейфель (1818-1886).




16. Пузе
Церковь в Пузе построена в 1692 г., во времена владельца поместья Пузе Эммериха фон Мирбаха. Согласно преданию, барон выбрал девушку, которую замуровал в стене церкви во время строительства. Церковная башня построена после пожара в 1806 г. Над входом четыре каменных герба рода Мирбахов (1692 г.). Церковь начали реставрировать в 1986 г., приход восстановили в 1988. В реставрацию церкви вложил свои средства мэр Вентспилса Айвар Лембергс. На кладбище при церкви похоронен ученый-энтомолог Иоганн Генрих Кавал (1799-1881), бывший пастором этой церкви с 1835 г. Очень необычная ограда в виде приземистых толстых столбиков:




17. Орган мастера Германа из Лиепаи (1844 г.) был восстановлен в 1990 г. Алтарную икону «Снятие Христа с креста» написал К. Вебер в 1879 г. Оформление алтаря выполнено в неоготическом стиле. Сейчас прихожане свободно располагаются в своей маленькой церкви. А в старину в церквях было иначе: мужчины должны были сидеть справа, а женщины слева. Каждая семья садилась соответственно своему общественному положению.




18. Угале
Еще одна курземская жемчужина - построенная в конце 17 в. Угальская лютеранская церковь (в 27 км от Вентспилса). Это характерный для Курземе храм с массивной башней, увенчанной остроконечным шпилем и пристроенной в конце алтаря ризницей. Церковный алтарь, кафедру и исповедальную скамью в стиле барокко создал еще в 1698 г. рижский мастер Иоганн Даниэль Шауа. И это первый образец курляндского барокко в нашем путешествии - эти черно-золотые жемчужины стиля трудно спутать с чем-либо:




19. Мастерская Николаса Сефренса Младшего (1662-1710) получила заказ на изготовление органного проспекта для церкви в Угале. Он был выполнен Михаэлем Марквардтом из Вентспилса, зятем Сефренса, работавшим в мастерской тестя резчиком по дереву. Объемные пластические аканты, гирлянды цветов, дополненные сочными фруктами и музицирующими пухленькими ангелочками - все это отражает наивысшее совершенство стиля барокко и художественную индивидуальность автора. Сам уникальный инструмент с 28 регистрами (1697–1701, II/P/28, включая рюкпозитив), старейший на территории Прибалтики орган, сохранивший свой первоначальный облик, был изготовлен Корнелиусом Ранеусом (1671-1719) из Кулдиги - наиболее известным местным мастером в это время. Надо сказать, что и поныне крупнейшая мастерская в Латвии, единственная, где создают новые органы и шарманки, располагается в Угале, в бывшей конюшне пастората. В 2004 г. начата обширная реконструкция мастерской, в т.ч. ее расширение, что не может не радовать.




20. Злекас
Церковь в Злекас построена в 1645 г. и благодаря своему роскошному интерьеру раньше именовалась Злекским собором. В ее архитектуре наблюдаются поздние формы готического стиля и раннего барокко. В частности, церковная башня построена в 1834 г. в неоготических традициях со ступенчатыми мощными контрфорсами. Под алтарем находится гробница рода злекских баронов фон Бер.




21. Богатый и ценный с точки зрения искусствоведов интерьер церкви считается одним из самых ярких образцов маньеризма в Курземе, особенно алтарь работы скульптора Хофеншета из Бремена (около 1650 г.). Алтарь украшают две композиции – «Тайная вечеря» и «Христос в Гефсиманском саду», а в его верхней части стоит икона «Поругание Христа». Алтарь по старинной традиции был обложен деревянными пластинами. Спустя два века (в 1875 г.) некая баронесса подарила два прекрасных вышитых покрывала черного и красного цветов, которые находятся в церкви до сих пор. Первый орган Злекской церкви изготовил знаменитый мастер Ранеус старший. Инструмент до наших дней не сохранился. Нынешний орган (1875 г.) изготовил лиепайский мастер К. Херманис.




22. В деревянной резьбе церкви в Злекас (1652 г.) использован типичный маньеристический орнамент в форме ушной раковины и декоративных масок. Вообще мы сфотографировали очень много такого рода деталей убранства. Показывать потом?




23. А вот здесь заметны черты поздней готики: своеобразная роспись и резьба. Слева от алтаря стоит богато расписанная древнейшая сохранившаяся в Латвии исповедная скамья (конец 16 в.), справа – исповедная скамья 17 в.




24. Айзпуте
В Айзпуте, одном из старейших городов Латвии (права города с 1378 г.) и старинном ганзейском городе мы были проездом и остановились на пять минут. В XIII в. на правом берегу р. Тебра находился замок куршей Бейда, в конце XIII в. в Айзпуте появилась резиденция капитула Курляндского епископства. Приличествующая этому церковь (1252-1254 гг.) и замок епископа были возведены на куршском городище Базницас-калнс высотой около 15 м. Церковь многократно перестроена (1773, 1887), от старой церкви сохранились только две главных стены. Внутри алтарь второй половины XIX в. и орган, изготовленный в 1904 г. (В. Зауэр). Церковный колокол отлит в 1589 г. из польского оружия. К сожалению, церковь не действующая и с 1999 г. пока не могу туда попасть (правда, пока не особо старалась).

От променада, проложенного у подножия церковного холма, виден замок Ливонского ордена, который как укрепленный пункт существовал уже в последней четверти XIII в. Неоднократно расширялся и перестраивался, но сохранил средневековую основу плана типа кастеллы: две смежные стороны двора (36х33 м) ограничены жилыми и служебными флигелями простой и суровой архитектуры, две другие - крепостной стеной. В конце XVI-XVII в. флигеля были перестроены, ворота и надвратное помещение были украшены со стороны двора квадрами и виртуозно исполненными (вероятно, по мотивам композиций С. Серлио) орнаментальными поясами, процарапанными по штукатурному слою. Так и стояли друг напротив друга два замка в Айзпуте на разных берегах Тебры, два заклятых друга - Орден и епископ взирали друг на друга из средневековых бойниц:




25. Дурбе
Самый маленький город Латвии, получивший права города (в 1893 г.). Он примечателен кроме знаменитой битвы при Дурбе и развалин замка еще и своей лютеранской церковью, освященной в 1651 г. Находится в 385 м от развалин замка. Церковь многократно перестраивалась, сохранились изготовленные ок. 1720 г. алтарь и кафедра. Орган изготовлен в 1834 г. К сожалению, расписание позволило нам приехать только к началу богослужения, отчего много пофотографировать не удалось:




26. Липайки - Турлава
Село Липайки расположено в 20 км от Кулдиги. Липайки как Турлава первый раз в исторических документах упомянуты уже в 1230 г. В 14 в. в округе Турлавы образовалось множество куршских свободных поселений. Их поселенцы, т.н. куршские князья были какое-то время вассалами Ливонского ордена. Возможно, что они стали куршскими феодалами. В Кулдигском краеведческом и художественном музее много материалов о них и их обычаях. Липайкская лютеранская церковь построена в 1567 г. В церкви, как пишут, уникальные витражи с гербами куршских князей. Один из витражей (не тот, что на фото) относится к 1664 г.




27. Здесь пастором также одно время был Карл Фердинанд Аменда. Нынешний пастор, человек весьма обширных взглядов и интересов, служит также в церкви в Эдоле. Алтарь и проспект органа созданы в 1780-е гг., кафедра в конце 18 в.




28. В районе Турлавы
Удивительным образом, всякий раз, когда мы подъезжали к церквям, тучи расступались и позволяли нам сфотографировать здания, залитые солнечным светом, после чего смыкались вновь.




29. Клостере
Это местечко, о котором вообще мало кто слышал. В 1591 г. в церковных записях упомянуто, что у Айзпутского прихода есть филиал, какая-то церквушка недалеко от Пилтене, на орденской территории, хотя и принадлежащая Айзпуте. Деревянная церковь в Клостере была построена в 1692 г. на склоне холма у пересечения большака с дорогой в имение Ямайки. Освящена в честь св. Петра. Некий крестьянин из округа Клостере-Айзпуте пожертвовал на ее строительство 500 далдеров, прочее собрали крестьяне из Клостере, Ямайки и Кикури. В 1792(1762?) г. пристроили нынешнюю каменную башню. Весной 1862 г. при помощи К. фон Мантейфеля, барона из Казданги, церковь была отремонтирована. В 1902 г. была закрыта как неиспользуемая. В 1906-08 гг. на средства К. фон Мантейфеля была построена новая церковь на 200 мест по проекту архитектора Лео Рейнира (Reynier), тогда же башню нарастили примерно на 6 футов. Освятили новое здание 26 октября 1908 г. С 1969 по 1994 г. приход был расформирован.




30. Эту церковь нам открыли специально, по звонку, но пришлось подвезти смотрителя почти от дома и обратно. В 2005 г. церковь была зарегистрирована в Земельной книге. Сейчас в церкви новый орган в разобранном виде - его недавно в подарок прислали шведы с острова Готланд. Здесь же можно увидеть старого, изъеденного временем и непогодой петуха, некогда венчавшего шпиль церкви:




31. Эдоле
А вот вам пример того, что солнце давали только на церкви. Замок в Эдоле в их число не попал. О замке см. ниже текст с инфостенда или на моем сайте: http://www.castle.lv/latvija/edole.html




32. Зато когда перебрались к церкви, яркое солнце на фоне темного неба создало драматический пейзаж. Однонефная церковь в Эдоле возведена в 1648 г.; перестраивалась в 1697 г. Имеет обычную для лютеранских храмов Курземе объемную композицию; вместо пресбитерия восточное окончание церкви замкнуто полигональной стеной (мотив, характерный для деревянных храмов). Облицованные кирпичом аскетические фасады оживлены архаичными деталями, среди которых выделяется западный перспективный портал, трактованный в готическом духе.




33. Интерьер поражает пространственным единством, тактичным использованием ордерных форм и легкостью пологого сводчатого перекрытия, которое в чисто декоративной манере воспроизводит позднеготическую конструкцию свешивающегося (сталактитового) свода. Яркими образцами декоративного искусства переходной поры являются ретабло и кафедра (середина XVII в.), в которых перенасыщенный маньеристический декор примечателен сочетанием хрящевидных орнаментов (кнорпельверк) с круглой скульптурой. Во 2-й половине XVIII в. созданы покрытые рокайльной резьбой исповедальня, проспект органа и ограждения балкона с вкомпонованными в них барочными живописными филенками (3-я четверть XVII в.). В 1786 г. в церкви был установлен богато декорированный орган Кристофа Вильгельма Бравелейта (1752-1796) из Лабиау (ныне Полесск Калининградской области, Россия), ученика Адама Готтлоба Каспарини (1715–1788). На инфостенде он, правда, назван мастером из Тукумса. ;-)



На фото выше виден фрагмент той самой библиотеки К. Валдемара в гардеробной церкви (читайте текст с инфостенда).


34. Кулдига
Город Кулдига считается жемчужиной Курземе, в моем журнале было много фотографий разных лет, покажу еще парочку. Бывшая столица Курляндского герцогства потихоньку реставрируется и возрождается. Подробнее на моем сайте тут http://www.castle.lv/latvija/kuldiga.html




35. Особенно знаменита церковь св. Екатерины (по-латышски Катрины), воздвигнутая в честь покровительницы города. Трехнефная каменная зальная церковь с прямоугольным хором и западной башней размещена неподалеку от старой ратушной площади на месте деревянного храма, выстроенного в 1567 г. Начало строительства каменного здания точно не установлено. Стены церкви, как и хор, имеют готические детали: характерны размещенный в южной стене перспективный портал стрельчатой формы и над ним - круглая ниша с рельефным изображением св. Екатерины. Эти части относятся предположительно к постройке начала XVII в. (упоминается в 1606 г.), созданной, когда в Кулдиге находилась резиденция Курляндского герцога (1596-1616) и когда в североевропейском искусстве ненадолго возродилось увлечение средневековыми мотивами. В 1645 г. построена каменная западная башня вместо двух сгоревших (в 1615 г.) деревянных. В 1672 г. после очередного пожара церковь была отремонтирована, вновь восстановлена башня. В 1866 г. последнюю снова перестроили в неоготическом духе и завершили пирамидальным шпилем.




36. Использованные в интерьере формы Ренессанса лишены классической строгости: каждая из четырех стоящих на высоких постаментах тосканских колонн несет подпружные арки, не совпадающие ни по форме (полукруглые и эллиптические), ни по ширине, покоящиеся на них куполообразные своды архаически расчленены нервюрами, консоли и колонны украшены призматическими рустами и пр. Еще в этой церкви висит огромная черная каменная плита, где на немецком языке записано для потомков, как в церкви отмечался переход в новый век, то есть новый 1900 год. По сути встреча того нового года ничем не отличалась от встречи 2000-го, только поздравительные речи (практически с одинаковым текстом) произносил епископ, а не президент.




37. От первоначального убранства интерьера (ранее стены имели росписи, своды оформлены кессонами) сохранились: раннебарочные резные ретабло и кафедра (1660-1663), изготовленные родоначальником вентспилсской школы резчиков по дереву Н. Сефренсом-старшим; орган (1712-1715, органный мастер К. Ранеус-младший из Лиепаи); ограждение певческого хора, украшенное живописью XVIII в. Здание реставрировано в 1967-1968 гг. (архитектор Т. Витола).




38. Вот здесь уместно поговорить о семье резчиков Сефренсов. Наследием отца, почившего в 1694 г., стали резные алтарь и кафедра церкви в Кулдиге, выполненные в стиле позднего маньеризма. А его сын стал автором шедевров т.н. Вентспилсской школы резьбы по дереву. Но его основная деятельность была связана с убранством герцогских морских судов - для развернутого повелителем Курляндии корабельного строительства нужна была мастерская резчиков. И таковая появилась в Вентспилсе. Ведь суда в то время были роскошно отделаны деревянными фигурами, гербами и прочим декором. А убранство церквей было как бы «побочной» деятельностью Николая. У входа в церковь выставлены макеты кораблей, как бы напоминающие об этом, но кроме того, это реальные корабли герцогского флота - военный 36-пушечный "Кулдигская св. Катрина" и торговый 22-пушечный "Гамбия и Тобаго". Последний несет в своем имени названия курляндских заморских колоний в Африке и на Карибах.




39. Но вот наш первый длинный день закончен. Движемся в сторону ночлега, по дороге фотографируем облака в лучах закатного солнца. Впереди два еще не менее интересных дня.



Продолжение следует.


Tags: Рига-Латвия, мир вокруг, полезное гостям Латвии
Subscribe

  • И я поиграю в гулящий тут флешмоб

    Только чуток подменю вопросы-тезисы - парочку выброшу, парочку своих добавлю. 1. Я не пью чай из пакетиков. Чай вообще редко пью, а из пакетиков…

  • Когда выпью чересчур...

    ...только читаю. А то пишут тут всякие всякий пьяный бред, хотя вроде бы трезвые... Это - не мой путь. По пьяне я могу оставить где-то жёсткий…

  • Нашему доктору на заметку

    Ещё один больной в довесок тульскому алкоголику, это tempus_curat. Прошу лечить и жалобить.

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments