Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Categories:

Женские голоса в опере - часть 2-я

Продолжим тему о певицах оперы - о сопрано.
Начало тут: https://jozhik.livejournal.com/1505473.html

4. Ария Vissi d'arte из оперы Джакомо Пуччини "То́ска" (Tosca).
Исп. Анжела Георгиу (Angela Gheorghiu)

Тоска - это не грусть-тоска́, а фамилия певицы. Итак, знаменитая певица Флория То́ска влюблена в художника Марио Каварадосси. Случайно Флория узнаёт, что в доме художника скрывается от жандармов лидер республиканцев, друг Марио, Чезаре Анджелотти, сбежавший из тюрьмы. Косвенные улики позволяют шефу полиции, Скарпиа, заподозрить художника в укрывательстве. Марио арестовывают и приговаривают к смерти. Тут же злодей Скарпиа делает Флории непристойное предложение взамен на освобождение её возлюбленного. В этот момент и звучит Vissi d'arte.


В этой арии Тоска, поставленная перед страшным выбором, обращается с молитвами к Господу. Я вся такая в искусстве, никому зла не делала. Я ли не молилась тебе, Боже? - плачет она, - Я ли не возлагала тебе на алтарь розы и не подавала нищим? За что ты мне даёшь такое испытание?

В конце концов Тоска убивает Скарпиа, и завладев письмом об освобождении художника, бежит в тюрьму. Но Скарпиа обманул Флорию - Марио расстреливают. Убийство Скарпиа раскрывается и преследуемая Тоска бросается вниз с высокой башни. В общем, все умерли.




5. Ария Addio del passato из оперы Джузеппе Верди "Травиата" (La traviata), что в переводе - "падшая".
Исп. Анна Нетребко (Anna Netrebko).

Бедный провинциальный дворянин Альфред Жермон, приехав в Париж, на приёме в полусвете влюбляется с куртизанку Виолетту Валери. Но барышня больна чахоткой. Зная о сей проблеме, она отвергает любовь Альфреда. Но тот настойчив, и в конце концов оба тонут в пучине страсти. Но тут из деревни приезжает папаша Жермон и разрушает сложившийся счастливый союз молодёжи. У него на то есть свои веские доводы. Виолетта их понимает и обещает папаше Жермону прекратить порочащую связь с его сыном.
Виолетта, всеми забытая, умирая, поёт свою арию: Прощай молодость, прощай жизнь. Позабудут меня и зарастёт травой-муравой могила моя. Прости меня, грешницу, Господи. Но как же мне не хватает моего Альфреда!? С ним мне было бы легче умереть...
Тут является Альфред, узнавший истинную причину их расставания, и Виолетта счастливо умирает у него на руках.




Когда в первой части нашего разговора я говорил, что главные героини опер, которых исполняют певицы-сопрано, непременно погибают или умирают, я имел ввиду драматические сюжеты 19-го и начала 20-го века. А во времена барокко всё обстояло несколько иначе. Сюжеты опер были рафинированными и основывались на мотивах античной и раннехристианской мифологии. И вот вам пример.


6. Ария Lascia ch'io pianga из оперы Георга Фридриха Генделя "Ринальдо" (Rinaldo) 1711 года.
Исп. Патрисия Пётибон (Patricia Petibon).

Иерусалим времен 1-го крестового похода. Главный полководец Готфрид обещает выдать замуж свою дочь Альмирену рыцарю Ринальдо за его храбрость. Чтобы отвлечь Ринальдо от осады Иерусалима, злая дамасская волшебница Армида похищает Альмирену и прячет её в своём заколдованном замке, охраняемым драконами. Закованная в цепи невеста поёт:
Дай мне оплакать
Грустную долю
И о свободе тяжко вздыхать...
Но в итоге Ринальдо освобождает свою суженую, а добрый полководец Готфрид прощает всех злоумышленников в обмен на принятие ими христианской веры. Вот такая барокальная мораль и хеппи-энд.




Ну и ждите продолжения...

Tags: Верди, Гендель, Пуччини, барокко, классика, опера
Subscribe

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments