Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Category:

Про звуки голоса, или масенький оперный ликбез

Пост про основные, самые распространённые термины, характеризующие оперное пение, которые можно услышать не только от профессионалов сцены, а и просто от любителей-ценителей оперного искусства, а также в различных критических обозрениях на тему в СМИ.


Термины звукоизвлечения:

Вибрато, вибрация, тремоляция (от лат. vibratio — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Различают скорость вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и её размах (степень крайних отклонений звука). Скорость вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придаёт ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса. При большей скорости вибрато в голосе появляется тремоляция ("барашек"), при меньшей, сопровождаемой бо́льшим размахом, — неустойчивость интонации, "качание" звука.

Глиссандо (от итал. glissando, от фр. glisser — скользить) — исполнительский прием, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней.

Кантилена (от лат. cantilena — распевное пение) — певучее, связное исполнение мелодии. Основной вид звуковедения в пении, построенный на legato.

Колоратура (от итал. coloratura — украшение) — расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.

Крещендо (от итал. сrescendo — увеличивая, нарастая) - постепенное увеличение силы звучания.

Легато (от итал. legato — связанно, плавно) - связное исполнение звуков, когда они как бы переходят один в другой. Противоположно staccato.

Мелизмы (от греч. melisma - песнь, мелодия) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К мелизмам принадлежат различные виды колоратур, рулад и других вокальных украшений.

Микст (от англ. mixed — смешанный) — смешанное голосообразование, при котором голос звучит на всём своём диапазоне ровно, без регистровых переходов.

Обертоны (нем. ober — высокий, Ton — звук) в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Пиано - тихо, тихое звучание.

Рулада (от франц. rouler — катать взад и вперёд) - в пении быстрый виртуозный пассаж; обычно исходит от акцентированного выдержанного звука.

Стаккaто (от итал. Staccatо — отрывисто) - короткое, отрывистое исполнение звуков, чётко отделяющее их друг от друга. Принадлежит к числу основных приёмов звукоизвлечения, составляет противоположность legato.

Тесситура (от итал. tessitura — ткань) — высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. В зависимости от преимущественного употребления тех или иных звуков, тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Соответствие тессетуры характеру голоса является одним из условий естественности, свободы, красоты звучания и достижения наибольших средств выразительности в голосе.

Тембр — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться.

Трель (от итал. trillo - дребезжать) - вид мелизмов; мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся звуков, основного и верхнего вспомогательного, находящегося на расстоянии тона или полутона от основного звука.

Филировка, филирование (от фр. filer un son — тянуть звук) — умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

Фиоритура (от итал. fioritura — цветение) - различного рода мелодические украшения (быстрый пассаж, мелизм и др.). Выписывались композитором в нотах или вводились исполнителем по собственному усмотрению. Равнозначно колоратуре.

Фальцет (фистула) — один из верхних регистров мужского певческого голоса, в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного. Голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении фальцет употребляется изредка как своеобразная краска.

Фразировка (от нем. Phrasierung) - членение музыкальной ткани на фразы.

Форте (от итал. Forte) - громко, сильно. По смыслу противоположно piano.


Оперные голоса:


Детские:


Дискант — самый высокий певческий голос мальчиков.

Альт — низкий женский или детский голос. Диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы (выше — очень редко).


Женские:


Сопрано (от ит. sopra — наверху, выше) — самый высокий женский голос. Диапазон от до первой октавы до до третьей октавы. Сопрано бывает драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, с ярко выраженным вибрато). Также существуют промежуточные виды: лирико-драматическое и лирико-колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано — средний женский голос, с глубоким, насыщенным тембром. Диапазон ля малой октавы до ля второй октавы. Различают высокое (лирическое) меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. В хоре - альт.

Контральто — самый низкий женский голос. Диапазон от фа малой октавы (ниже — редко и преимущественно в народных хорах) до фа второй октавы. В хоре исполняют партию вторых альтов.


Мужские:


Тенор — высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы до до второй октавы. Нотируется в басовом и теноровом ключах, в скрипичном ключе октавой выше действительного звучания. Тенор бывает лирический (tenore di grazia) и драматический (tenore di forza), а также средний между ними — меццо-характерный — и редкий тенор-альтино (с развитым верхним регистром — выше до второй октавы). В хоре тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные — вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

Баритон — средний по высоте мужской голос; диапазон ля-бемоль (соль) большой октавы до ля-бемоль первой октавы. Лирический баритон — по лёгкости звука приближающийся к тенору. Драматический баритон — по широте и мощности близкий басу, с промежуточными оттенками между ними.

Бас — самый низкий мужской голос; диапазон фа большой октавы до фа первой октавы. Высокий бас (кантанте) — бас певучий, верхний диапазон - соль первой октавы. Светлый тембр, напоминает баритональный голос.

Бас-профундо или бас-октавист — очень низкий и глубокий бас. Название "октависты" обычно применяется к хоровым певцам, а в сольном пении — бас-профундо. Октависты поют октавой ниже басов и применяются в аккордовом складе.

Контратенор (лат. contratenor, букв. — голос «напротив тенора») — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от E3 — E5 (Ми малой октавы до Ми второй октавы).


Общие оперные термины:


A capella — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.

Ария — законченный эпизод в опере, оратории, кантате, исполняемый солистом в сопровождении оркестра.

Ариозо (от итал. arioso — наподобие арии) — небольшое вокальное произведение, более свободной формы чем ария. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо — его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, какое-то одно эмоциональное переживание.

Ариетта (от итал. arietta — маленькая ария) — небольшая ария с песенным характером мелодии, обычно в двухчастной форме.

Каватина (ит. cavatina) — разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов. Первая (выходная) ария примадонны или премьера.

Бельканто (от итал. belcanto — прекрасное пение) — эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Этот стиль пения cложился в Италии к середине XVII в. и господствовал до первой половины XIX в. (эпоха бельканто). Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания.

Соло (ит. solo — один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель соло — солист.

Дуэт (от итал. duetto, от лат. duo — два) — ансамбль из двух исполнителей.

Терцет (от лат. tertius — третий) или Трио — оперно-вокальный ансамбль трех участников.

Квартет (от лат. quartus — четвертый) — оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.

Квинтет (от лат. quintus — пятый) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.

Секстет (от лат. sextus — шестой) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль из шести участников.

Септет (от лат. septem — семь) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль из семи участников.

Октет (от лат. octo — восемь) — ансамбль восьми участников.

Нонет ( от лат. nonus — девятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль девяти участников.

Интермеццо (ит. intermezzo — пауза, антракт) — пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Каденция (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь) или Каданс (франц. cadence) - заключительный гармонический (а также мелодический) оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. (Так сказать, музыкальная точка или многоточие в музыкальном предложении.)

Tags: знание-сила!, опера, полезное в быту
Subscribe

  • Про вакцины на засыпку

    Теперь, когда нам известна стоимость вакцин и количество людей во всём мире, которых хотят привить, вы понимаете, сколько миллиардов заработают…

  • Ещё одна мысль по случаю

    Всё крупное притягивает мелкое, пока не проявляется истинная природа крупного и мелкого. Тогда материи вступают в антагонизм и противоречия. Связи…

  • Навеяло

    Маски - страшный дефицит, они нужны тем, кто в них непосредственно нуждается. Не злоупотребляйте, не скупайте маски без нужды, потому что тем, кому…

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Про вакцины на засыпку

    Теперь, когда нам известна стоимость вакцин и количество людей во всём мире, которых хотят привить, вы понимаете, сколько миллиардов заработают…

  • Ещё одна мысль по случаю

    Всё крупное притягивает мелкое, пока не проявляется истинная природа крупного и мелкого. Тогда материи вступают в антагонизм и противоречия. Связи…

  • Навеяло

    Маски - страшный дефицит, они нужны тем, кто в них непосредственно нуждается. Не злоупотребляйте, не скупайте маски без нужды, потому что тем, кому…