Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Categories:

Литовская Национальная опера и балет в Риге

По случаю 100-летнего юбилея Латвии и Литвы произошёл и культурный обмен в рамках оперных театров двух республик. К нам с гастролями пожаловал Литовский Национальный театр оперы и балета со своими, как говорят, "фирменными" спектаклями. Два из которых два известных вам любителя и ценителя высокого искусства, а конкретно я, jozhik, и enter_pretty не преминули посетить. Итак, отчёт.

Первой у нас была опера. Это был "Дон Карлос" Джузеппе Верди. Кто не помнит, тем я напомню, что именно на эту постановку мы ездили специально в Вильнюс в прошлом году и ушли со спектакля после первого отделения крайне разочарованные. Поэтому не могли не дать этой постановке второй шанс тут в Риге. Скажу сразу, после второго просмотра восторгов не было, а пищи для размышлений было много.


Красивый антураж и аура рижского театра пошли на пользу постановке - в его стенах он смотрелся иначе, чем на родной сцене вильнюсского театра, построенного в 70-е годы советского периода, который нам показался совсем неуютным. К нам, как я понял, всё же приехал первый состав - это тоже плюс, потому что главный персонаж, собственно сам Дон Карлос, в Риге был из исполнителей самым ярким, а вот в Литве год назад как раз самым тусклым, что в общем-то и стало главным поводом для разочарования. К сожалению, мы не приобрели программки, поэтому исполнителей партий я перечислить не могу, разве что упомянуть опознанного нами баса Аскара Абдразакова (солиста Мариинки) в роли короля Филиппа II.

Пели в целом так себе - души моей не порвали. Но тут я не хочу судить и обвинять певцов и перейти к основной причине моего недоумения. Это собственно сама постановка - и музыкальная часть, и режиссура, и сценография, и даже свет и костюмы. Тут всё было мимо, мимо, мимо, и мимо, и мимо. Этот спектакль на вильнюсской сцене ставила международная франко-германская команда, которая за эту постановку получила множество наград, но мне плевать на регалии и награды, у меня есть один критерий - собственное сердце, а вот до него спектакль не добрался.

Саму музыку Верди так безбожно кастрировали обкромсали и перемешали, что я, в общем-то неплохо зная материал, её с трудом считывал. Используемая постановщиками минималистская концепция в данном случае совсем не оправдана, мешала вокалистам нормально петь, а нам - воспринимать пение, а сценографическая часть с претензией на оригинальность была откровенно скучной - можно было на сцену даже не смотреть, там практически ничего не происходило кроме некоторых безумных потуг персонажей, больше похожих на кривляния. И в этом кривлянии было очень много неуместной агрессии. Всё. Больше не хочу тут ругаться, потому что ругаться можно бесконечно. Оставлю только свою оценку 5 из 10 и ссылку на статью профессиональной рецензии, где всё подробно истолковано и мне созвучно: http://operanews.ru/16031405.html
И вот ещё ссылка на саму страничку оперы с именами "виновников" торжества искусства: https://www.opera.lv/ru/postanovka/don-karlos/

Кстати, жалею ли я о второй попытке? Нет, ничуть. Было интересно мысленно воображать некоторые сцены и дорисовывать свою версию хотя бы в рамках предложенной концепции. Музыка Верди шикарная, но неофитам будет сложно - я бы им всё же не рекомендовал идти именно на эту постановку, чтобы не отшибло желания приобщаться к жанру оперы в дальнейшем.

Теперь о балете. Это была современная хореография. Балет "Чюрлёнис" на музыку современного литовского композитора Гедрюса Купрявичуса. И вот тут тоже сразу скажу, что это была "бомба", достойная постановок на самых престижных площадках и фестивалях. И тоже по всем показателям: и по самой музыке композитора, и по исполнению её оркестром, и по хореографической части, и по части сценографической (в том числе и свет, и костюмы). Просто все составляющие части в полной гармонии и унисоне. Вот как с первой сцены какие-то неведомые крючки искусства впились в моё сердце, так до конца его и вытягивали в неведомые высоты.

Это спектакль о жизни и трагической судьбе литовского гения (или "литовского наше всё"), композитора и художника (прежде всего художника) Микалоюса Чюрлёниса. В сценографии (и костюмах) использованы символы с произведений Чюрлёниса. Как-то что-то расписывать - это можно расписывать бесконечно и про постановку, и про музыку, и про гения, поэтому я тут закончу и рекомендую при посещении Вильнюса не пропустить этот спектакль в их театре. Моя оценка 11 из 10. )

На поклонах вышел и сам маэстро, автор музыки, и публика его встретила стоячей овацией, - чтобы в нашем театре холодная и капризная наша публика встала - это на моей памяти всего второй раз, это весьма показательно.

Страничка спектакля в Риге: https://www.opera.lv/ru/postanovka/churlnis/
А сайт литовского театра по-прежнему всё ещё в стадии реконструкции - там чёрт ногу сломит.

Промо-ролик балет "Чюрлёнис".




Спасибо за внимание всем, кто дочитал сии строки. ))
Tags: ЛНО, балет, житие мое, житие наше, культура, обзор, опера
Subscribe

  • Зарплаты в экс-СССР (данные июля 2020 года)

    Продолжаю традиционную рубрику. Это барометр зарплат на постсоветском пространстве. Коммунистическая империя СССР окончательно развалилась в 1991…

  • Ковидные результаты

    На сегодняшний день картина в странах Балтии такая: Литва: подтвержден 1091 случай, проверено 44 677 проб, скончались 29 человек. Численность…

  • Жизнь в говядине и помидорах (февраль 2020)

    Кому на Руси жить хорошо? Расширим вопрос. Где на свете легче всего жить? Кто-то говорит, что в Москве зарплаты выше, чем, скажем, в Екатеринбурге…

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Зарплаты в экс-СССР (данные июля 2020 года)

    Продолжаю традиционную рубрику. Это барометр зарплат на постсоветском пространстве. Коммунистическая империя СССР окончательно развалилась в 1991…

  • Ковидные результаты

    На сегодняшний день картина в странах Балтии такая: Литва: подтвержден 1091 случай, проверено 44 677 проб, скончались 29 человек. Численность…

  • Жизнь в говядине и помидорах (февраль 2020)

    Кому на Руси жить хорошо? Расширим вопрос. Где на свете легче всего жить? Кто-то говорит, что в Москве зарплаты выше, чем, скажем, в Екатеринбурге…