Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Categories:

"Похождение Повесы" Игоря Стравинского в Латвийской Национальной Опере

А мы вчера вместе с enter_pretty сходили на оперу Игоря Стравинского "Похождение повесы". Это в рамках программы самоокультуривания, так сказать. Итак, отчёт.

Скажу, что шли мы с некоторым предубеждением. Во-первых, это музыка середины 20-го века не совсем оперно-каноничная в представлении обывателей. Во-вторых, имя режиссёра-постановщика - это Марго Залите. Она нам уже известна по постановке "Риголетто", режиссёрская концепция которой вызвала у нас некоторое недоумение. В-третьих, реакция наших знакомых опероманов после их посещения премьерных постановок этой весной, - она была достаточно противоречива, если не сказать - критична.

Наши настороженные ожидания оказались напрасны. Нам понравилась и музыка, и исполнение, и режиссёрская концепция, и костюмы, и сценография в целом. Музыка в духе неоклассицизма вполне легко воспринимается (мне даже напомнило музыку мюзиклов), местами - смешливая, весёлая; местами - грустная и даже печальная. Неофиты могут смело идти её слушать - приобщаться к опере. Ироничная подача пластико-целофанового китча в кислотных тонах вполне уместна и интересна, держит в напряжении, с каждой минутой ждёшь, что же там на сцене ещё вытворят. Короче, Марго наша в глазах наших себя реабилитировала. Очень интересны и костюмы от Yashi, особенно в сцене публичного дома, где хористы похожи на надувные пластиковые куклы из секс-шопа, причём с утрированными гендерными причандалами - сиськами-письками. Может ханжей и покоробит, но народ ржал - выполнено без излишнего натурализма, просто смешно.

Вообще, свет, цветовая гармония, видеопрoекциии - всё в кассу. Плюс динамичности добавляет появление персонажей в партере и ложах. Пели в целом хорошо, хоть это и не первый состав. Наш хор получил от меня "браво!" - впрочем, как всегда. Может чуть тиховато звучал главный персонаж Том Рейкуэлл, тенор Виестурс Янсонс, но красивым тембром голоса и интересной трактовкой образа искупал этот недостаток. Альтер эго Тома, мистер Шэдоу - баритон Арманд Силиньш - был хорош, - такой живчик и пел прекрасно! Это однозначно лучшая роль Силиньша в нашем театре, считаю. Сопрано Марлена Кейне, исполняющая роль Энн Трулав, и бас Роман Полисадов, папаша Трулав, - просто молодцы! Вообще, интересные в опере чередующиеся смешливые и печальные сцены были поданы вполне органично. Хвала и браво также дирижёру-постановщику Янису Лиепиньшу и оркестру ЛНОБ. Возможно, через время захочется сходить повторно, а это весьма показательно, поэтому моя оценка - 9 из 10. Рекомендую к посещению.

Ну и справочно. Опера впервые была поставлена в 1951 году в венецианском театре Ла Фениче. Основана она на сюжетах цикла из восьми картин и гравюр XVIII века под названием A Rake’s Progress английского художника Уильяма Хогарта. Английское название оперы также и сохранено - A Rake’s Progress, которое переводят как "Карьера распутника". В русской традиции название - "Похождения повесы". Во Франции опера идёт под названием «Хроника извращенца», в Латвии - чуть переиначена - «Хроника извращений». Сюжет о духовной гибели некоего Тома Рейкуэлла, который бросает любимую Энн Трулав ради наслаждений Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается Дьяволом. После нескольких неблагоприятных событий, подстроенных Дьяволом, Том попадает в Бедлам, психиатрическую больницу к югу от Лондона.

Ставится эта опера не слишком часто. В СССР впервые была поставлена в 1978 году в Камерном театре в Москве. В Большом премьера состоялась только в 2003 году в режиссуре Дмитрия Чернякова. Спектакль, говорят, был неплох, но тем не менее его быстро сняли. В Риге поставлена тоже впервые - премьера апреля этого года.

Промо-ролик постановки в Риге:



Страничка оперы на сайте ЛНОБ: https://www.opera.lv/ru/postanovka/pohozhdenija-povesi/

Tags: ЛНО, Стравинский, житие наше, классика, культура, опера
Subscribe

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments