?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я не профессиональный музыковед, потому мой отчёт о постановке "Тоски" в Эстонской Национальной опере будет сугубо эмоциональным на уровне "нравится-не нравится".

Сначала минусы. Таллинский театр по техническому оснащению конечно уступает нашей Латвийской Опере, поэтому всяческих сценографических и световых изысков мы от постановки и не ожидали. Так оно и оказалось. В этом плане всё было достаточно скромненько, так сказать - бюджетненько. Сама постановка, премьера которой состоялась ещё аж в 2005 году, была аутентичная, без особых новомодных авторских видений и извращений режиссёров-сценографов. Команда их, кстати, была литовской: режиссёр - Раймундас Банионис (Raimundas Banionis), сын того самого легендарного Донатаса Баниониса, художник сценограф - Сергеус Боцулло (Sergejus Bocullo).


Первый акт меня откровенно разочаровал. Мне не понравилась игра исполнителей и трактовка персонажей. Анджелотти, прячущегося от преследования, почему-то выставили слегка комичным персонажем, который больше был озабочен не собственным спасением, а любопытством на счёт любовной пассии своего товарища Каварадосси. Ризничий был уж как-то чересчур пьян. Было много кривляния. Естественно, никакой "химии" в отношениях между Флорией и Марио и в помине не было. Сама же Флория Тоска была в дешёвом "ампирном" платье из грубой тяжёлой ткани типа, как говорила Верка Сердючка, "мамина гардина пригодилась". Всё это отдавало некоторым провинциализмом.

Было также ощущение некоторой оторванности музыки от происходящего на сцене, как-будто одновременно шло два параллельных действия: одно музыкальное - из оркестровой ямы, а второе драматическое - на площадке. Мне кажется, театральный и кинорежиссёр, постановщик этого спектакля, не очень хорошо понимает оперу как жанр. Особенно это почувствовалось в начале сцены 3-го акта, когда мне режиссёра захотелось просто убить - во время очень тонкого музыкального проигрыша, готовящего зрителей к финальной трагической развязке, стражник ходил по сцене с совком и шуршал метёлкой, типа убирает мусор. Зачем это!?

Теперь плюсы. Второй акт - это отношения Тоски и Скарпиа, злобного шефа полиции. Вот тут "химия" страсти проявилась в полной мере! Очень хороший был дуэт и всё как-то в унисон с музыкой - полная гармония! Даже Каварадосси вспыхнул ревностью и его чувства к Тоске заиграли правдоподобностью. Вообще, 2-й акт, наверное, был самым удачным. Окровавленный Каварадосси страдал, аж в ушах звенело! Втянутые в действие, мы, зрители, перестали замечать какие-то недостатки дешёвых сценических конструкций и костюмов.

Я, к сожалению, не нашёл имени сопрано, исполняющей партию Тоски, но в целом она была не плоха, а вот Каварадосси просто покорил наши уши и растрогал наши сердца. Его роль исполнял Михаил Шешаберидзе (Mikheil Sheshaberidze), выпускник Тбилисской консерватории, живущий в Италии и работающий на итальянских и прочих не самых последних европейских оперных площадках. Знаменитую арию E lucevan le stelle он также исполнил прекрасно - поначалу, мне показалось, в манере Йонаса Кауфмана, а потом перешёл на манеру Пласидо Доминго. Может, чуть ему не хватало пианиссимо, но тем не менее. Моя спутница даже всплакнула, так ей стало жалко Марио - надеялась, что его будут расстреливать всё же холостыми пулями и он останется жить. Он для таллиннской постановки был просто находка! Хорошо бы его к нам в Ригу заманить, если у нас возобновят в репертуаре эту оперу, так как из наших местных теноров мне трудно кого-то представить в роли Каварадосси.

Вообще, 2-й и 3-й акты смотрелись-слушались на одном дыхании. Не берусь оценивать качество звучания самого оркестра под управлением маэстро Юри Алпертена (Jüri Alperten) - может местами и не хватало той неуловимой тонкости, что присуща музыке Пуччини, но в целом мы были вполне удовлетворены. Захотелось ещё послушать "Тоску" в каком-нибудь другом театре, чтобы сравнить.

И хочется отметить непосредственно сам финал. Он был разыгран очень оригинально и неожиданно! Я не буду тут спойлерить - может кто соберётся на "Тоску" в Таллинн - пусть останется маленькая загадка. А моя объективная оценка в целом - 8, а субъективная по удовольствию - 10 из 10. )

Страничка оперы с датами следующих спектаклей тут: http://www.opera.ee/en/lavastus/tosca/

Промо-ролик таллинской постановки (тут другой состав):




promo jozhik april 24, 2017 13:09 50
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
enter_pretty
May. 7th, 2018 08:25 am (UTC)
А я сегодня аж послушала ту Тоску, что ты недавно выкладывал. И да, я бы тоже хотела еще раз вживую послушать где-то еще.
jozhik
May. 7th, 2018 08:28 am (UTC)
Я постараюсь тебе найти хорошую запись Тоски. Мне нравится телеверсия Тоски с Пласидо и Георгиу, но она без субтитров в ютубе.
enter_pretty
May. 7th, 2018 08:31 am (UTC)
Спасибо, я тогда без субтитров послушаю с Пласидо и Георгиеву. Я уже и так хорошо знаю диалоги и тексты.
jozhik
May. 7th, 2018 08:38 am (UTC)
Ой, напутал. Это Георгиу с Аланьей. Вот фрагмент, а целую пока не нашёл
https://www.youtube.com/watch?v=n6kTmWYIAcw
enter_pretty
May. 7th, 2018 08:40 am (UTC)
Я на торрентах поищу
svetaturkova
May. 7th, 2018 08:45 am (UTC)
А может это и была задумка режиссера, чтобы разойтись в последних актах?)
jozhik
May. 7th, 2018 09:10 am (UTC)
Нет, там режиссёрского вообще было мало, постановка - аутентичная, просто он произвольно трактовал характеры и получилось "мимо кассы". ))
lar19
May. 7th, 2018 12:00 pm (UTC)
Чудесный отзыв! Как будто сама побывала. Что касается прелюдии к 3 акту, режиссеры просто делают, что хотят, не обращая внимания на музыку. В Дрездене под это трагическое музыкальное волшебство мальчик-пастушок пел свою трогательную песню, перебирая старую обувь, которую арестанты снимают перед экзекуцией. Мешал. Пел хорошо, но к чему эти сапоги, туфли, башмаки поношенные? Очень отвлекал от музыки.
Пласидо и Кауфман создают очень похожие образы и в музыкальном отношении схожи. Но лучшая Тоска все же, на мой вкус, Кауфман-Георгиу. Вот там все сошлось, и химия - какие дуэты - и арии - эта роль создана для Георгиу, а как Кауфман поет арии - ну это высший пилотаж.
В ролике довольно неожиданно и остроумно - что Скарпиа умирает на столе, прямо как в покойницкой. Такого еще не видела. А декорации, по-моему нормальные. Ничего особенного, на сцене много чего есть. В Дрездене ничего не было. Интересно, что же был за финал? Заинтриговали, может приватно расскажете?
jozhik
May. 7th, 2018 01:39 pm (UTC)
Вот в таллиннских промо-записях, заметил, декорации всегда чуть лучше выглядят, чем в реале. Но тут, слава богу, обошлись без излишних наворотов. И Тоска в красном платье. Классика в чистом виде! )
enter_pretty
May. 7th, 2018 04:10 pm (UTC)
Интересно, что же был за финал? ог
Не знаю, рассказал Йожик или нет, поэтому не буду раскрывать интригу. Но финал был очень кинематографичный и неожиданный. Вот таких бы две-три находки, и можно было бы простить многое в этой постановке.

Edited at 2018-05-07 04:11 pm (UTC)
lar19
May. 7th, 2018 04:19 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Да, иногда даже один такой ход может многое искупить. Особенно - финальный. Достойное завершение, так сказать. Но надо аккуратнее с артистами. Мартина Серафин вон на заключительном прыжке со стены Сан-Анжело ногу сломала и скорая ее увезла.
enter_pretty
May. 7th, 2018 04:22 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Тут была какая-то машинерия задействована :)
lar19
May. 7th, 2018 04:31 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Ну - что задействовано, это уже детали. Главное, чтобы эффект в зале был. Если а-ах - и сердце обмирает, ну тогда все в порядке. :)
enter_pretty
May. 7th, 2018 04:34 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Точно было недоумение, когда Тоска поднялась на стену и вознамерилась прыгать в сторону зала, а не наоборот, как обычно :)
lar19
May. 7th, 2018 04:53 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Очень сильный режиссерский ход.
enter_pretty
May. 7th, 2018 04:54 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Да. Йож уже написал в личку, как это было? А то, смотрю, он не хочет спойлерить :)
jozhik
May. 7th, 2018 05:05 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Написал, написал... )
lar19
May. 7th, 2018 08:37 pm (UTC)
Re: Интересно, что же был за финал? ог
Написал, это действительно, сильный ход.
lar19
May. 7th, 2018 12:01 pm (UTC)
jozhik
May. 7th, 2018 01:40 pm (UTC)
Да, мне эта постановка очень нравится.
lar19
May. 7th, 2018 03:48 pm (UTC)
Чудесная. С Аланьей - тоже хорошо, но у Аланьи все портит лирический тембр. Не хватает, ему, как мне кажется, драматизма. Но Анжела - идеальная Тоска. Грациознее ее никого нет. И драматичнее - тоже. Все восхищаюсь, как она носит костюмы, как будто это ее повседневная одежда. Но она все хорошо носит.
jozhik
May. 7th, 2018 03:52 pm (UTC)
Заметил, не очень жалуете вы лириков. А мне они нравятся. Романтики! ))
lar19
May. 7th, 2018 04:16 pm (UTC)
Это оттого, что драмтенора могут петь все или почти все, а лирические - только лирику. Им категорически противопоказаны драматические роли, которых большинство. Вот только что хороший тенор Григоло в Мете спел Кавародосси. И что? Да провал полный. И даже Соня Йончева не помогла. :))) Хотя и она - на мой вкус - не для Тоски. Бедные певцы стремятся расширять репертуар, и это понятно, всем хочется всего попробовать, так сказать, а итог печальный. Такая роль - как костюм с чужого плеча. Не идет, и все. Для лириков - ну Ленский, Надир, Герцог - кто еще? Белькантовые партии. А мои любимые веристы и Вагнер им просто противопоказаны. Из лириков очень люблю Флореса. Гениальный тенор. Каллейя послабее, но тоже - вполне. Фабиано; да нет, много их, хороших лирических теноров. :)
jozhik
May. 7th, 2018 04:45 pm (UTC)
Йончева - моя "первая любовь" в мире оперы, как только я приобщился к жанру. Я её у себя постил. Поставлю тут вам Норму, где она мне нравится.

lar19
May. 7th, 2018 04:55 pm (UTC)
спасибо
Очень люблю ее Норму, как и ее Джильду. :)
lar19
May. 7th, 2018 12:06 pm (UTC)
А Терфель - какой Скарпиа! В этом спектакле все сошлось. Образы - изумительные: редкий случай, когда пластика, мимика, жесты солидаризуются с пением и все играет на образ. Кстати, если Ризничий - пьян, это разрушает образ. Он абсолютно трезв и предает Каварадосси сознательно. Как очаровательно Анжела болтает в последнем акте о будущем счастье, и какие трагические глаза при этом у Кауфмана! Он-то знает, какое "счастье" его ждет.
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

ёж-моргает
jozhik
Йожик

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars