Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Categories:

Опера "Тоска" Дж.Пуччини в Таллинне

Я не профессиональный музыковед, потому мой отчёт о постановке "Тоски" в Эстонской Национальной опере будет сугубо эмоциональным на уровне "нравится-не нравится".

Сначала минусы. Таллинский театр по техническому оснащению конечно уступает нашей Латвийской Опере, поэтому всяческих сценографических и световых изысков мы от постановки и не ожидали. Так оно и оказалось. В этом плане всё было достаточно скромненько, так сказать - бюджетненько. Сама постановка, премьера которой состоялась ещё аж в 2005 году, была аутентичная, без особых новомодных авторских видений и извращений режиссёров-сценографов. Команда их, кстати, была литовской: режиссёр - Раймундас Банионис (Raimundas Banionis), сын того самого легендарного Донатаса Баниониса, художник сценограф - Сергеус Боцулло (Sergejus Bocullo).


Первый акт меня откровенно разочаровал. Мне не понравилась игра исполнителей и трактовка персонажей. Анджелотти, прячущегося от преследования, почему-то выставили слегка комичным персонажем, который больше был озабочен не собственным спасением, а любопытством на счёт любовной пассии своего товарища Каварадосси. Ризничий был уж как-то чересчур пьян. Было много кривляния. Естественно, никакой "химии" в отношениях между Флорией и Марио и в помине не было. Сама же Флория Тоска была в дешёвом "ампирном" платье из грубой тяжёлой ткани типа, как говорила Верка Сердючка, "мамина гардина пригодилась". Всё это отдавало некоторым провинциализмом.

Было также ощущение некоторой оторванности музыки от происходящего на сцене, как-будто одновременно шло два параллельных действия: одно музыкальное - из оркестровой ямы, а второе драматическое - на площадке. Мне кажется, театральный и кинорежиссёр, постановщик этого спектакля, не очень хорошо понимает оперу как жанр. Особенно это почувствовалось в начале сцены 3-го акта, когда мне режиссёра захотелось просто убить - во время очень тонкого музыкального проигрыша, готовящего зрителей к финальной трагической развязке, стражник ходил по сцене с совком и шуршал метёлкой, типа убирает мусор. Зачем это!?

Теперь плюсы. Второй акт - это отношения Тоски и Скарпиа, злобного шефа полиции. Вот тут "химия" страсти проявилась в полной мере! Очень хороший был дуэт и всё как-то в унисон с музыкой - полная гармония! Даже Каварадосси вспыхнул ревностью и его чувства к Тоске заиграли правдоподобностью. Вообще, 2-й акт, наверное, был самым удачным. Окровавленный Каварадосси страдал, аж в ушах звенело! Втянутые в действие, мы, зрители, перестали замечать какие-то недостатки дешёвых сценических конструкций и костюмов.

Я, к сожалению, не нашёл имени сопрано, исполняющей партию Тоски, но в целом она была не плоха, а вот Каварадосси просто покорил наши уши и растрогал наши сердца. Его роль исполнял Михаил Шешаберидзе (Mikheil Sheshaberidze), выпускник Тбилисской консерватории, живущий в Италии и работающий на итальянских и прочих не самых последних европейских оперных площадках. Знаменитую арию E lucevan le stelle он также исполнил прекрасно - поначалу, мне показалось, в манере Йонаса Кауфмана, а потом перешёл на манеру Пласидо Доминго. Может, чуть ему не хватало пианиссимо, но тем не менее. Моя спутница даже всплакнула, так ей стало жалко Марио - надеялась, что его будут расстреливать всё же холостыми пулями и он останется жить. Он для таллиннской постановки был просто находка! Хорошо бы его к нам в Ригу заманить, если у нас возобновят в репертуаре эту оперу, так как из наших местных теноров мне трудно кого-то представить в роли Каварадосси.

Вообще, 2-й и 3-й акты смотрелись-слушались на одном дыхании. Не берусь оценивать качество звучания самого оркестра под управлением маэстро Юри Алпертена (Jüri Alperten) - может местами и не хватало той неуловимой тонкости, что присуща музыке Пуччини, но в целом мы были вполне удовлетворены. Захотелось ещё послушать "Тоску" в каком-нибудь другом театре, чтобы сравнить.

И хочется отметить непосредственно сам финал. Он был разыгран очень оригинально и неожиданно! Я не буду тут спойлерить - может кто соберётся на "Тоску" в Таллинн - пусть останется маленькая загадка. А моя объективная оценка в целом - 8, а субъективная по удовольствию - 10 из 10. )

Страничка оперы с датами следующих спектаклей тут: http://www.opera.ee/en/lavastus/tosca/

Промо-ролик таллинской постановки (тут другой состав):




Tags: Пуччини, Эстония, классика, опера
Subscribe

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments