Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Опера "Самсон и Далила" в Вильнюсе

Ещё вчера ночью два известных вам рижских типа жж-блогера вернулись из Вильнюса в Ригу, которые ездили в страну-соседку специально на оперу. И сутки не могу написать отчёт: от музыки плющит нереально, как какого-то наркомана от какого-то наркотика. А смотрели мы постановку оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила".

В Вильнюсе, оказывается, два театра, где ставят оперы - это Литовский Национальный Оперный Театр (в котором мы были весной), а через дорогу от него - прям напротив - Вильнюсская городская опера («Vilniaus City Opera»), занимающая здание Дворца Конгрессов. Ею руководят художественный руководитель, режиссёр Даля Ибелхауптайте, и музыкальный руководитель, дирижёр Литовского Национального симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичюс (он же, к слову, является и музыкальным руководителем и дирижёром оперы "Турандот" в нашем латвийском театре, на которой мы были накануне). Вот они-то и поставили "Самсона и Далилу" в Литве впервые с 1931 года. Там за раз проходит серия рождественских спектаклей.

Итак, наши впечатления.

Сценография-режиссура показалась мне похожей на мюзикл или бродвейское шоу, несколько упрощённой для восприятия пиплом. Играли вообще как-то по-любительски, на уровне "народных театров" в Домах Культуры советского периода. В жутких сценах расправы филистимлян над бедными евреями артисты-певцы делали такие смешные злые рожицы, что вместо страха невольно вызывали улыбки, - скучать явно не приходилось.

Исполнитель главной партии Самсона, именитый литовский тенор Кристиан Бенедикт, впечатления не произвёл - мне показалось, что голос его подсел и звучал довольно плоско, без фактуры, так сказать. Впрочем, ему же соответствовала и его соблазнительница Далила, роль которой исполняла меццо-сопрано Йовита Вашкявичюте. Но ещё больше не произвела впечатление их игра - "химия" чувств отсутствовала от слова "напрочь". Складывалось ощущение, что Самсон избегал, как мог, домогающейся его Далилы, хотя по библейскому замыслу должно было быть строго наоборот. Кто в этом виноват - артисты или режиссёр - не мне судить, я фиксирую лишь свои наблюдения.

Костюмы были от именитого литовского дизайнера Юозаса Статкевичюса, - смотрелись оригинально, но пошиты были как-то небрежно, наспех, что отдавало некой провинциальностью. Театральный грим был вполне ничего, достойным, кроме грима главной примадонны - самой Далилы. Она была в ужасном вечернем макияже дешёвой придорожной или вокзальной проститутки. Так нельзя! Далиле не повезло и с костюмом - в своём блестючем платье, возлежащая на сцене в 3-й арии, она была похожа на рыбину, выброшенную волной на берег.

Хорошо на общем фоне смотрелся и звучал Верховный жрец - баритон Костас Сморигинас. Ему на поклонах досталось самое сильное "браво". Так же вполне органично звучало хоровое пение с учётом того, что это был не профессиональный оперный хор, а Каунасский государственный, у которого другая специализация.

Билеты у нас были на второй ряд, но так как это не классический оперный зал и нет оркестровой ямы, оказалось, что мы сидели в первом ряду прямо возле дирижёра и первой скрипки оркестра. То есть, было ощущение, что оказались в центре оркестра. Так как скрипка в этой опере, пожалуй, главный инструмент, то вот скрипичная музыка нас с головой и накрыла и увела... Тут наше браво маэстро Ринкявичюсу и его оркестру. И конечно же самому Сен-Сансу.

Моя строгая оценка. За зрелищность и пение - 6, за музыку и её звучание - 10, итого 8 из 10. Несмотря на мои критические интонации, опера смотрелась на одном дыхании, - и мы, и публика аплодировали стоя и кричали "браво" всем! Кому удастся побывать в Вильнюсе, рекомендую к посещению всенепременно, - это большое событие!
Инфа тут: https://www.facebook.com/VilniusCityOpera/?hc_ref=ARQjuroZj2_m52W0xwsediMmqUvuuG7oMIaoGXh3SNkPHJK6LuM-jTDz4l_jTbwQCC0


Дополнительно:

Музыкальное вступление оперы со скрипками, которые нас накрыли:




3-я ария Далилы в исполнении первой меццо-сопрано нашей современности в мире, моей соотечественницы, Элины Гаранчи:



Tags: Сен-Санс, житие мое, заметки по случаю, классика, мир вокруг, опера, страны Балтии
Subscribe

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments