Йожик (jozhik) wrote,
Йожик
jozhik

Categories:

Рената Литвинова в Риге давала "уроки жизни"

Краткий пересказ:

Когда-то в юности считала, что быть училкой – это совсем жалко. Теперь думаю, какой же я была дурой. Из всех профессий эта - самая кармически божественная: учитель вас обучает и направляет. Он должен вас укрепить, наполнить силами, а не разрушить, дать осознание, что да, тебе будет трудно и не все будут понимать, может возникнуть масса препятствий, но если ты справишься с препятствиями в начале жизни - дальше тебя ждет какой-то успех и результат.


Как-то у меня был свой курс во ВГИКе - это был такой маразм: мои студенты были моложе меня лет на семь, я чувствовала, что мне нечему их научить. Один из них даже стал священником. Отец Дмитрий. Но я не могу ему поцеловать руку - он же мой бывший студент. Студент он был негодный, зато в религии нашел себя отлично, а так был бы дурацкий артист. Пути господни неисповедимы.

Я бы спела оду людям, которые одержимы. Конечно, первичны талант и ум, но лишь если ты одержим какой-то идеей – ты практически непобедим и неуязвим, тебя не может остановить ни критика, ни невзгоды – это как навеки влюбленный. Судьба таким людям помогает идти к своей звезде. И ангелы на всяческих подстанциях – серые, прозрачные, белые и даже красные – помогают таким людям.

Я объявляю себя полной и окончательной жертвой кинематографа. Кино – это мое счастье. Самой главной жертвой кинематографа была все же моя мама - челюстно-лицевой врач. Ей хоть трава не расти – подавай фильм! Посылают ее в командировку – она берет меня, и мы по кинотеатрам – хоть день, хоть ночь. Она упивалась черно-белым экраном и заразила меня. В итоге в 17 лет я совершенно внепланово поступила во ВГИК, куда принимали умудренных жизнью людей… Там была масса бездарных людей. Даже не знаю, куда они потом все делись.

Товарищи, если бы я всегда соглашалась одеваться, как хотели художники по костюмам, я была бы страшнее атомного взрыва. Я всегда нажимала на режиссеров и одевалась сама. Потом все к этому привыкли… Первые уроки стиля я получила на занятиях по истории кино – все их просыпали, потому что они начинались в 8 утра. Там я видела все первые фильмы, "новую волну", 60-е, мои любимые американские и немецкие... По ним и поняла, как одеваться.

Все давно открыто и снято. Все повторяется. Самое большое вдохновение – сделать на основе своих знаний что-то свое.

Ненавижу людей, которые не пьют. Творческие люди все-таки должны чуть-чуть… того. Когда на съемках в Японии замечательному оператору Георгию Рербергу пригнали красивую спортивную машину для Комаки Курихары, он оторвал глушитель и сказал, что в красивой вещи должна быть хоть одна ошибка, иначе она не вполне живая... Я всегда за какие-то человеческие нюансы – у человека должны быть некие недостатки, он должен либо прихрамывать, либо быть выпивающим.

Мое детство проистекало достаточно драматично. Я была ужасно высокой. В советские времена - это совершенно не ценилось, меня обзывали Останкинской телебашней. С тех пор я ее ненавижу... Плюс у меня было имя Рената. Я все мечтала, что хоть бы меня назвали какой-нибудь Леной или Наташей. А Ренатой-то за что? В классе меня обзывали Ринат Дасаев (легендарный футбольный вратарь СССР 70-х).

Не бывает белого без черного, не взлетишь – не упадешь. Я считаю школу своим черным временем, но это был и урок: никогда не надо отчаиваться, за каждым падением – подъем, за все страдания всегда будет обратка, реванш, хоть в каком-то смысле.

Во ВГИКе у меня сразу образовалась куча друзей. Большие компании собирались у Аркаши Высоцкого. Как-то он позвал меня к себе, сорвал с батареи трусы, вытер ими стол, сел и говорит: тут у меня ночуют пацаны – один из них пишет потрясающие песни. И стал напевать: кто-то завтра попадет под автомобиль, погибнут все пассажиры, дрогнет рука молодого хирурга… А пел Аркаша жутко – слуха у него нет. Я сказала, что песня мне не нравится, и знакомиться с его пацаном я не буду. Оказалось, что на диване ночевал Витя Цой.

В моей голове СССР до сих никуда не делся. Мне, например, совершенно не кажется, что я – на другой территории, и что вы другая страна. Мне кажется, я до сих пор в СССР живу, и все мы люди одной страны. И в каком-то смысле мы объединяемся по интересам. Я не верю в границы. Вот такое у меня политическое заявление в легкой манере. С ностальгическими нотами.

Есть теория, что сейчас эра матриархата – ей осталось еще… 23 года. Представляете, женщины будут срезать подметки мужчинам, а они – какие-то такие, ни рыба ни мясо. Я иногда вглядываюсь в публику и думаю: господи, одни женщины, о-ля-ля!

Все в нашей жизни имеет какие-то крючки и закорючки: там тебя унижают – тут защищают. Во ВГИКе женщины меня не любили – мужчины одобряли.

С Кирой Муратовой я познакомилась на фестивале "Арсенал" в Риге: начался салют и вошла она. Через какое-то время она пригласила меня сниматься. Так, начался наш тандем… Я ее обожаю. У нее была такая странная судьба. Она снимала "Княжну Мэри" – ей закрыли проект и смыли негативы. Она пошла на голодовку в 40 дней – от отчаяния. Работала сначала уборщицей, а потом библиотекарем на киностудии…

Когда у меня родился ребенок, Ульяна, Кира Муратова сказала: а я думала, что у вас никогда не будет детей. Я спросила: почему? У нее была своя выстраданная теория, что ты должен либо кино снимать круглосуточно, либо иметь ответственность перед ребенком. И когда женщины думают, что они смогут отдать себя кино и родить ребенка - тут может быть сильный облом. Вечное чувство вины преследовало меня всегда.

Если на что-то и нужно тратить время и деньги вашей жизни – конечно, на образование и музеи. Меня никто не заставлял. Мама все время работала, оставляла мне сосиски с горошком в термосе (теперь не могу их видеть) – я ела и шла в музей.

Меня всегда критиковали и считали странной. То я, значит, "странно одетая", то "очень расхристанная", то "нельзя так сильно красить глаза, никто не делает такие длинные стрелки", то я "везде опаздываю". Хотя я всегда прихожу вовремя, а стрелки теперь все такие носят.

Когда ты молода и у тебя нет никакой репутации, то, если ты непохожа на общие стандарты, тебя все пытаются подравнять. Если есть силы – надо сопротивляться и хранить свое "я". Я всегда сражалась. Даже когда говорили: ты же губишь себя. Но я знаю, что, если поступлю, как они, тогда и сгублю себя. И поступала, как думала я. это непросто - нужна одержимость, внутреннее понимание, что поступаешь правильно.

Если говорить о том, как строить карьеру, то я всегда старалась работать с людьми, которые могли меня чему-то научить. И наше общение строилось бы на каком-то обмене.

Если говорить о самых выдающихся режиссерах советского и постсоветского пространства – это Кира Муратова и Леша Балабанов. Алексей Октябринович - совершенно недооцененный. Он не получал таких призов, как Андрей Звягинцев, который сейчас прославляет русский кинематограф, но был гениальным и совершенно невторичным. Он был инок от искусства. В каком-то смысле, блаженный. Ему никогда не нужны были деньги. Он делал безумные хиты Брат-1 и Брат-2, но ходил в одном костюмчике – ему было неважно. Я очень таких люблю - это божьи люди.

Случаются такие моменты, когда тебе так плохо, что ты садишься и погружаешься в работу – не можешь остановиться. Ты думаешь, что у тебя депрессия, разочарование, отчаяние, что все потеряло смысл, но берешь и большой минус превращаешь в плюс. Если бы не было у меня такого несчастья, я бы не написала пьесу "Северный ветер", которую сейчас поставила ее во МХАТе. Мечтаю ее привезти к вам в Ригу.

Про Земфиру мне все время задают дурацкие вопросы с желтым аспектом. Она - один из главных людей моей жизни. Тоже инок от искусства. Она такая цельная, что ее не может разрушить ничто - ее небесные силы питают, потому что она служит своей звезде по имени музыка. У нас было много сотрудничества. Началось оно с фильма "Богиня, или Как я полюбила", идиотское название, но с тех пор я и кличусь Богиней. Я сняла ей клип, а она написала музыку "Любовь как последняя смерть"... Я была очень вдохновлена ее музыкой. Она из тех ныне живущих гениев, которых надо ценить здесь и сейчас, а не потом, когда их не будет, как это было с Лешей Балабановым.

Я не верю в несостоявшихся гениев. Если хочешь что-то сделать, то сейчас такое время, что все возможно. Снимай хоть на телефон – ты можешь донести свое. Интернет открыл пространство. Не надо соответствовать никаким законам, участвовать ни в каких показах и ходить по продюсерам. Я всегда снимала свои фильмы за свои деньги. Надо идти своим путем и быть абсолютно независимым.

Не надо спешить под кого-то ложиться. Если ты пойдешь в систему, тебе скажут: так нельзя, этих нельзя – тебя быстро сломают... Когда Земфира приехала со своей группой в Москву, то первое, что сделала – отдала долг продюсеру, который ее привез. Она уже собирала стадионы, но ходила в одном пиджачке, зато стала свободой и смогла работать на себя. Если у тебя есть талант, надо действовать и верить в себя. Если ты чего-то стоишь - это затронет других. это моя ода силе характера и воле к исполнению.

Я так люблю быть комедийной артисткой! И очень люблю комедии. Если ты комедийный артист, то, конечно, можешь сыграть и драму, а кто может рассмешить? Это такой недооцененный жанр.

Искусство – это то, что должно давать какое-то счастье. Есть фильмы, после которых ты приходишь и хочешь повеситься - это неправильно. Правильно - когда ты испытываешь катарсис, хочешь прийти домой и жить счастливым.

Никогда не сдавайтесь. Вот мой последний урок всем. Даже если знаете, что вы… не сдавайтесь!

Tags: Рига-Латвия, дивы дивные, искусство, кино, культличности, особое мнение
Subscribe

  • Мой верный друг

    Mireille Mathieu : "Mon ami de toujours" (film "LE CASSE" 1971) Mon ami de toujours Toi mon ami de toujours tu m'as souris et recueillis…

  • Viva ABBA!

    Ура! Дождались. АББА выпустила новые песни впервые за 40 лет. 1. I Still Have Faith In You 2. Don't Shut Me Down 5 ноября выйдет новый…

  • Минорное настроение...

    Слушаю редкие неизбитые песни Миррей Матье. 1. Les avions les oiseaux (Самолёты-птицы). Самолеты-птицы Самолеты, что возвращаются ночью,…

promo jozhik april 24, 2017 13:09 49
Buy for 10 tokens
Наверняка многие, даже далёкие от мира оперы, знают имена великих теноров прошлого, типа Энрико Карузо, Марио Ланца или Сергея Лемешева. Так же многие знают трио великих теноров недавних десятилетий: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас. Кстати, двое из них уже в довольно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Мой верный друг

    Mireille Mathieu : "Mon ami de toujours" (film "LE CASSE" 1971) Mon ami de toujours Toi mon ami de toujours tu m'as souris et recueillis…

  • Viva ABBA!

    Ура! Дождались. АББА выпустила новые песни впервые за 40 лет. 1. I Still Have Faith In You 2. Don't Shut Me Down 5 ноября выйдет новый…

  • Минорное настроение...

    Слушаю редкие неизбитые песни Миррей Матье. 1. Les avions les oiseaux (Самолёты-птицы). Самолеты-птицы Самолеты, что возвращаются ночью,…