Увы, к большому сожалению, на русском языке про эту постановку в нашей Опере практически не пишут - кроме одной частной заметки в фейсбучике больше ничего нагуглить не удалось. И вот потому придётся мне опять отдуваться за всех деятелей культуры и СМИ местного масштаба и писать типа непрофессиональной рецензии.
Увертюра к опере или, скорее, драматическое вступление:
Когда-то летом, лет семь-десять назад, когда я был
Рига. Лето.
"Риголетто" - в Оперном на сцене...
Ну а мы с тобой в бистро
Лопаем котлеты.
И вот свершилось - на котлеты в Макдональдс больше не хожу, а хожу в Оперу на спектакли - типа "а мальчик созрел". (с)))
Сразу оговорюсь, что постановки оперы "Риголетто" я неоднократно смотрел на тв и видео - разные версии в записях с европейских площадок - и не нашёл для себя ни одной, так сказать, эталонной. Опера эта по музыке шикарна, но сложна для реализации, потому что сюжет её, поставленный по мотивам произведения Виктора Гюго "Король забавляется", уж больно депрессивен. Герои оперы - развратный герцог Мантуанский и его злобный шут Риголетто; дочка шута Джильда, несчастная жертва, отдающая свою жизнь за распутника, её обесчестившего; продажная няня Джильды; наёмный убийца Спарафучиле и его сестрица-подельщица Маддалена; и даже обиженный отец Граф Монтероне, накладывающий проклятия, - там нет, пожалуй, ни одного положительного в полном смысле персонажа, за которого можно было бы переживать.
Но вернусь непосредственно к рижской постановке. Итак, сначала поругаю, потом похвалю.
Поругать мне хочется невнятную режиссёрскую концепцию, унылую сценографию и костюмы. Действие режоперы перенесёно в условную диктатуру, где развратничает правитель-генерал - сплошное мельтешение на сцене в первом акте, где смешались
Но самая слабая составляющая - это всё же, пожалуй, костюмы. Там, мне кажется, вообще никакой концепции - случайны и перья, и блёстки, и погоны, и медали, и прочая мишура. Ни тебе фасонов, ни стиля - сплошной колхоз - типа фабрика "Большевичка" шьёт по эскизам Жан-Поля Готье.
Из положительного. Во-первых, - сама музыка Верди, которая от сцены к сцене нагнетает драматизм, что к финалу сжимает сердце и в горло ком, невзирая на то, что переживать-то особо и не о ком. Во-вторых, - блестящее управление оркестром нашего любимого диригента Мартиньша Озолиньша - музыка не заглушает исполнителей, а там, где надо, действует в полную мощь. В-третьих, - само исполнение. В нашем случае это был второй состав, но особо придраться было не к кому - все звучали или достойно, или неплохо. Особенно отмечу партию Джильды - сопрано Инга Шлюбовска. У неё очень пронзительный и красивый окрас тембра, - для молоденькой героини как раз то, что
Ну и в заключении - оценка и резюме. За пение Джильды -10, за пение всех в целом - 9, за саму музыку - 10, оркестр - 10, хор - 10, режиссура - 5, сценография - 6, костюмы - 3. Итого получается 8 из 10. К посещению рекомендуется, хотя в этом сезоне постановок больше нет, но в будущем обращайте внимание на состав исполнителей и предварительно изучайте либретто, чтобы понимать суть происходящего.
Главные артисты:
Риголетто - Арманд Силиньш
Джильда - Инга Шлюбовска
Герцог Мантуанский - Раимонд Браманис
Спарафучиле - Кришьянис Норвелис
Маддалена - Илона Багеле
Граф Монтероне - Роман Полисадов
Творцы-создатели:
Музыкальный руководитель и дирижер - Мартиньш Озолиньш
Режиссёр - Марго Залите
Сценограф - Аида-Леонор Гуардиа
Художник по костюмам - Лиене Добрая
Трейлер (первый состав):
Страничка постановки на сайте Оперы: https://www.opera.lv/ru/postanovka/rigoletto/
Journal information